Как мама в «увал» ходила... Непридуманная история.
Проводила одна армейская мама сына в армию.
В апреле эшелон увез воина в далекую и незнакомую Республику Бурятию из родного города Красноярска. Как мама дожила до августа – она уже и не помнит. А как помнить-то, если амебой по Вселенной ползала?.. Ни сна, ни покоя, ни радости… И плакать научилась, как амебка – крупные слезы беззвучно катятся и катятся из глаз, катятся и катятся… Не знаю, как плачут одноклеточные, но, сдается мне, что именно так.
…И вот он – долгожданный август! Мама собирается в гости к воину! Приготовления идут полным ходом. Папа коптит сало на даче по особому рецепту! Бабушка печет печенье «орешки», которые воин любит с детства! А мама выпекает слоеные пирожки и с тихим ужасом взирает на сумки, с которыми она поедет в армию…
Тут надо отметить один немаловажный факт. Поскольку воинов красноярского призыва в одну часть поехало 320 человек, то, понятное дело, с момента пребывания на КПП пацаны подружились. И святое дело – взять с собой в «увал» 2—3 пацанов, к которым мамки не смогли приехать. Естественно, предварительно спросив на это разрешения у мамы. Ну и какая мама сможет отказать сыну и тем пацанам?! Короче, мама дает «добро». Какая разница – одного кормить или трех?..
Тут надо отметить еще один немаловажный факт. Дело было летом. Август, напомню. Тепло еще не покинуло территорию нашей Российской Федерации, и воины запросили привезти им гражданскую одежду, поскольку, сами понимаете, три дня в «увале» в «военке» – это жесть!
В общем, когда папа пошел провожать маму… Три комплекта «гражданки» плюс домашняя выпечка плюс сало плюс ранет, компотированный в две трехлитровые банки, плюс… И плыли по перрону важно две большие сумки, из-под которых сединой блестела голова папы. Ибо понять, кто кого несет – папа – сумки, или сумки – папу – было невозможно!
…Скорый поезд «Москва – Владивосток», словно почувствовав настроение мамы, спешил, как на отдых к себе в депо! Сутки у мамы пролетели – влегкую! Встреча-слезы радости-охи-ахи мамы (А похудел!.. А изменился!.. А что, плохо кормят?..) – арендованная квартира – разбор сумок – и в часть, за пацанами!
И вот тут отметим самый важный факт.
Как известно, в увольнение воина можно забирать только по паспорту. Который оставляешь в штабе, а взамен получаешь воина. Маме, не забывайте, предстояло забрать своего воина и еще двух красноярских орлов… На руках у мамы был свой паспорт и паспорт той матери, чей воин собирался пойти в «увал». Дальше действие происходит согласно сценарию фильмов про шпионов…
Итак, мама на территории войсковой части. У мамы с математикой в школе было все в порядке, но мама никак не может понять – КАК она будет забирать трех орлов по двум паспортам?! Тут ее собственный сын «открывает карты». Ты, говорит, мам, не переживай, я сейчас в сторону отойду, чтобы не светиться, что ты – моя мама, и не вызывать подозрений у командиров. Я, говорит сын, ТАК пойду в «увал», без твоего паспорта – с командиром договорился, и все в норме. А ты, продолжает сын, по своему паспорту будешь Малыша забирать – ТЫ ЕГО ТЕТЯ…
Мама в молодости в театральный собиралась поступать, потом передумала. А зря…
…Комбриг – здоровый бурят – хитро прищурился: «Что, точно, что ли, тетя родная?» Мама жалобно запричитала, стуча себя в грудь кулачком: «Товарищ комбриг! Так роднее не бывает! На трое суток вырвалась с племянником повидаться!» Все! Первый пошел! Комбриг подписал увольнительную!
Второй воин, с паспортом матери которого мама приехала, говорит – а вы идите к машине (тачка ждала возле КПП), а я сейчас к «литехе» подойду, паспорт отдам, а потом – к вам.
Собственный сын тоже машет – идите, мол, мы вас догоним.
Мама с Малышом идет на КПП, до которого 1,5 км. Жара стоит, как по заказу. Мама браво топает 1,5 км назад…
…Через некоторое время вдалеке показывается бритая головенка собственного сына. У мамы закрадывается подозрение на два варианта развития событий – или не отпустили, или… Или маме предстоит 1,5-километровый марш-бросок назад, в часть, чтобы доказать, что она еще одна тетя другого воина, но приехавшая с паспортом его мамы, потому что свой паспорт она отдала в залог за другого воина…
Так и есть! Сын подбегает и говорит, что маме надо «литехе» показаться на глаза.
Мама бредет назад, в часть. 1,5 км. Жара…
Пока мама бредет, до нее доходит, что в своей сине-красной жилетке с призывной надписью «Красноярск приветствует гостей!» она очень даже заметная фигура на территории войсковой части. И мама снимает жилетку, надевает солнцезащитные очки – и топает к «литехе», чтобы забрать второго воина, по ходу придумывая сценарий. Да, она его тетка, но с паспортом его мамки, потому что… Придумывать ничего не пришлось. «Литеха» паспорт даже не открыл. Дал свой телефон, на всякий случай – мало ли, всякое в «увале» бывает, и, если что, — звоните.
И мама с двумя воинами – с собственным и с чужим – в четвертый раз (!) побрела 1,5 км назад. По пути ей попался комбриг-бурят, у которого она забирала «племянника». Но комбриг-бурят ее не узнал – мало ли теток ходит по территории в темных очках?..
О том, как воины кушали эти трое суток, – это отдельная песня. Мама впервые за свои 47 лет готовила яичницу из тридцати яиц, варила сразу килограмм пельменей, запекала пару куриц и брала две булки хлеба на день. А потом еще два воина подошли, тоже красноярцы. И ночевали они уже все вместе – все пятеро красноярских орлов. Маме-то какая разница – чьи это сыны?.. В армии – ОНИ ВСЕ НАШИ.
P. S. Мама из армии приехала похудевшая. И теперь мама знает, КАК надо сбрасывать вес. 1,5 км от КПП – в часть, 1,5 – назад. И так четыре раза. Раз-два – левой! Раз-два – правой! Армейские матери тоже умеют марш-броски совершать.