Форум существует .
Форум Мама солдата: полезная информация о в/ч, каталог воинских частей, общение

Мама солдата

Объявление

Задать вопрос (нажать)


Начать общение (нажать)


Проголосуйте за Наш Форум! Чем выше рейтинг форума, тем легче его найти новым участникам. Проголосовать можно 1 раз в сутки. Рейтинг форумов Forum-top.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама солдата » Мой город » Смоленск - город герой!


Смоленск - город герой!

Сообщений 21 страница 30 из 224

21

7. Колокольня

    Перед собором стоит колокольня, выстроенная в конце 60-х годов 18 века с использованием нижнего яруса колокольни 17 века, на котором сохранились характерные нишки, киоты, изразцы. Несмотря на свои скромные размеры, она не теряется рядом с огромным собором благодаря пышной декорировке фасадов колоннами. Завершена колокольня оригинальной кровлей. Внутри плоские перекрытия делят её на три яруса, из первого во второй ведёт внутренняя лестница, сохранившаяся в кладке 17 века. Примечательно, что колокольня значительно ниже Успенского собора, и поэтому зрительно оно воспринимается как придел храма. К восточной стене колокольни пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В.Соколовым.
     28 августа 2007 года отмечался престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы. Торжества впервые сопровождаются звоном нового семитонного колокола, установленного недавно на двухъярусную колокольню собора. Подъем бронзового гиганта на колокольню строители осуществили 23 августа. А перед этим рядом с кафедральным собором епископ Вяземский Игнатий совершил чин освящения колокола с окроплением его святой водой. Затем с помощью большого автокрана колокол приподняли, закрепили в нем язык. Вместе с владыкой Игнатием право первого звона получили настоятель собора протоиерей Михаил и другие священники главного храма области, а также строители. Строители заранее укрепили все конструкции колокольни XVIII века, установили там прочные деревянные балки. В ходе работ сняли два средних по весу колокола, которые требуют ремонта. Один из них датируется 1636 годом и весит около 1 тонны, второй отлит и установлен в 1990 году. Вес его достигает 1 тонны 400 килограммов. В дальнейшем будут отлиты новые колокола для звонницы смоленской соборной колокольни - планируется восстановить дореволюционную звонницу, насчитывающую четырнадцать колоколов, за исключением главного - 16-тонного. Сегодня установить колокол такого размера невозможно из-за ограниченных размеров арки колокольни. Известно, что в старину при ее строительстве вначале подняли главный колокол, а потом уже достраивали всю конструкцию. Комментируя событие, секретарь Смоленской епархии Владимир Амельченков сказал: «Мы верим, что звон нового колокола, как и в давние времена, будет собирать под своды величественного Смоленского Успенского собора сотни и тысячи людей, которые придут сюда, чтобы совершить молитву у чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии и приобщиться к великой Божественной благодати, которая необходима для жизни каждого человека...»

+1

22

8. Консистория

     Рядом с Иоаннопредтеченской церковью стоит  двухэтажное здание консистории, возведённое также в 80-х годах 18 века. Центральная часть его главного фасада выделена небольшим треугольным фронтоном, в убранстве окон повторены знакомые по другим строениям элементы архитектурной декорации. Оба этажа имеют одинаковую планировку. В каждом по пять просторных палат, перекрытых цилиндрическими сводами. Небольшая поздняя пристройка соединяет консисторию и каретный корпус конца 19 века, который замыкает пространство перед Иоаннопредтеченской церковью, образуя перед ней небольшой уютный дворик. Позади консистории находится выстроенный во второй трети 19 века Г-образный в плане новый консисторский корпус. Оба здания объединены пристройкой.

0

23

9. Кирпичная ограда и ворота

К корпусам примыкает кирпичная ограда, организующая пространство вокруг основного здания холма – Успенского собора. Очень привлекательно металлическое заполнение её верхней части, в изящном рисунке которого использованы мотивы убранства наличников самого собора. В ограде устроены трое ворот, их архитектурное решение талантливо определяется местоположением и назначением. Так, пешеходные вороты, которыми заканчивается лестница, ведущая на холм, выглядят лёгкими, нарядными, тогда как проездные – южные и восточные – поставленные на более пологих подъёмах, выполнены наподобие триумфальных арок с классическим декором.

0

24

10. Успенский собор

     Через южные ворота, миновав каретный корпус, мы выходим к Успенскому собору. Он виден гостям города уже от вокзала и почти  не выпадает из поля зрения на протяжении всего путешествия по городу. На Соборной горе его присутствие ощущаешь постоянно. В ненастные дни главы собора сливаются с облаками, а под ярким летним солнцем зелёные его стены будто стремительно вырастают из зелёного холма и торжественным аккордом звучит сияние золотых маковок.
     В своё время Успенский собор не имел себе равных по величине на Руси, он был больше московского Успенского собора почти в два раза. Для Смоленска особенно важно его градостроительное значение. Даже теперь собор доминирует в окружающей застройке, зрительно связывая старый город с широко раскинувшимися новыми районами.
     Собор имеет пять глав, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками - окна в два яруса: нижние прямоугольные имеют арочное завершение, их наличники украшены завитками лент и стилизованными башенками; верхние – круглые (6 метров в диаметре), - в ступенчатом обрамлении. Собор имеет три портала - входа. Главный, западный портал с застеклённым крыльцом, построенным в 1890. Западный фасад венчает фигурный трёхчастный аттик с росписью. На нём слева и справа изображены местные святые – покровители Смоленска – святой Меркурий и святой Авраамий. В центре композиции Успения Богоматери пять глав собора сдвинуты к восточной части здания. Барабан центральной главы – глухой деревянный, четыре других, каменных, барабана являются световыми и прорезанными окнами. Барабаны увенчаны шлемовидными кровлями, над которыми возвышаются позолоченные главки на высоких "шеях".  Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами. Убранство барабанов - пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно - собор занимает площадь более 2 тысячи квадратных метров разделено четырьмя мощными опорными столбами на три нефа. На высоте более 18 метров расположены хоры.
    Высота сооружения (до крестов) составляла более 69 метров, ширина-42,6 метров, длина фасада -52 метра.

+1

25

Достопримечательности Успенского собора

1. Иконостас

     Достопримечательностью собора и его главным украшением является – резной иконостас. Это выдающиеся произведение народного декоративного искусства. Его высота 31 метр. Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.
     Иконостас находится на стыке двух традиций: древнерусской и барочной украинской. Перед мастерами ставились цели монументально-декоративного порядка. Каждому ярусу поручалась своя "партия". Главная роль отводилась образцам местного, особенно доисусного ряда. Цокольный ярус в иконостасе с его литературно-повествовательными сюжетами обычно выдерживался в скромной коричневой гамме. Он всегда играл роль элемента, помогающего ритмическому строю композиции местного ряда. В иконостасе Успенского собора цокольный ряд (или пядничный), первый снизу, состоит из овальных икон размером 61х84 см. Сюжеты самые разные, в основном из Нового Завета. Всего икон 10. Второй ряд - местный. Иконы этого ряда имеют овальное завершение, их размеры 315х135 см. Эти иконы имеют ту же последовательность, что и иконы классического древнерусского иконостаса. Первая и последняя иконы этого ряда – почитаемые смоленские святые Авраамий и Меркурий. Внутри ряда иконы, посвященные Богородице, так как это иконостас Успенского собора. В иконах местного ряда явно чувствуется влияние гравюры 18 веке. Все фигуры и детали икон изображены в прямой и воздушной перспективе, со светло-теневой моделировкой. Западная экспансия присутствует и в изображении местного образа Богородицы. Всего икон 12, если не считать иконы в Царских вратах. В особенности украинского иконостаса входила не только однородность изображений каждого яруса, но и твердый и обязательный порядок ярусов. В русском иконостасе доисусный ряд следует за местным, а в украинском – за местным следует праздничный. Так что в смоленском иконостасе третий ряд снизу – праздничный. Первоначальный порядок не сохранился (в порядке церковного календаря или по хронологии событий). Строгий смысл утрачен. Всего 20 икон. Их размеры 103х80 сантиметров. Четвертый ряд – апостольский, а не доисусный, как положено в древнерусском иконостасе. В центре апостольского ряда – Христос Великий Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов (365х265 сантиметров). Слева и справа – апостолы. Всего их 14 (вместе с Благовещением и Преображением в боковых приделах). Размер апостольских икон 315х135 сантиметров. Пятый, последний, ярус – пророческий. Обмер этих икон затруднен. Круглые иконы имеют диаметр 160 сантиметров. Всего икон 20. В центре – Распятие; по краям – жертвоприношение Авраама и пророк Моисей со скрижалями. Вверху–Господь Саваоф. Иконы иконостаса написаны в смешанной технике. Они неоднократно реставрировались и заменялись. В 1888 году иконы были реставрированы московским художником Морозовым, в 1990 году – живописцем Париловым. Иконостас был заново реставрирован и поновлен в 60-е гг. ХХ в. Иконостас Успенского собора имеет 10 деревянных скульптур Ангелов в разных позах: лежащие, стоящие. Резьба иконостаса украшена гроздьями винограда, цветами подсолнуха и мальвы, листьями дуба и клёна. Всё это  посеребрено и позолочено. Колонны, стремительно уходящие ввысь, междуярусные карнизы, обрамляющие живопись, покрыты великолепной двухслойной резьбой. Некоторые детали посеребрянны, они усиливают золотое мерцание резьбы, подчёркивают её ажурность и многоплавную глубину. Венчают иконостас трёхметровые фигуры   ангелов, а среди основной резьбы помещены головки херувимов – они исполнены настолько индивидуально, что кажутся портретами лукавых, озорных мальчишек.
Иконостас Успенского Собора занимает особое место среди иконостасов русских соборов 16 – 18 веков.

+2

26

2. Плащаница

     Большую художественную ценность представляет ещё одно произведение прикладного искусства – плащаница 16 века. Используя шелк разных оттенков, золотые и серебряные нити, вышивальщицы достигли большой выразительности в изображении сцены оплакивания Христа. Краски от времени потускнели, но мастерство исполнительниц бесспорно. Вышитая в мастерской княгини Ефросиньи Старицкой. И сейчас поражает переданная с большой художественной силой скорбь матери, оплакивающей своего сына. Плащаница была вкладом князей Старицких в Успенский собор московского кремля.
     Старинная плащаница, шитая шелком, размером 2,5x4 аршина, с вышитыми вокруг лицами апостолов и праведников, сбоку, у ног Спасителя, сделана вязью надпись: "Во славу святыя Живоначальныя Троицы и Пресвятой Матери честнаго и славнаго Ея Успения, в лето 7069 (1561 г.) при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче вся России и преосвященном Макарии митрополите, дан бысть сей воздух в церковь Божия и Пречистыя Богородицы Успения благоверным князем Владимиром Андреевичем, благоверною материю его князя Андрея Ивановича княгинею Евфросиниею на честное поклонение всему православному крестьянству и по моей матери, княгини Евфросинии, на вечный поминок, ныне и во веки. Аминь".
      Эта плащаница по древности, по чистоте отделки и необыкновенной трудности работ, по справедливости, должна считаться драгоценною редкостью. В 1812 году она была похищена французами из Москвы, затем была отбита у французов русским отрядом и подарена в Смоленский Успенский Собор, где и установлена в особой раме под стеклом, у левого от входа столпа. По углам главных столпов собора стоят воинские знамена, принадлежавшие дружинникам Смоленского ополчения в крымскую кампанию 1853-1855 годов.

+2

27

3. Икона Божьей Матери

Одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской).
  Это поясное изображение Богоматери, с младенцем-Христом, который восседает на левой ее руке (благословляя правой рукой, а в левой держа «свиток учения»), восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»). На Русь образ попал в 1046, когда византийский император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее именно этой иконой. После смерти Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск (благодаря чему она получила свое название) и поставил в храме, заложенном им в 1101. Около 1400 Смоленскую перенесли в Москву, но в 1456 году смоленский епископ Михаил умолил великого князя Василия II Темного вернуть ее обратно (в Москве же оставили ее список); размещенная сперва в Одигитриевой церкви, 28 июля 1658 она была торжественно перенесена в восстановленный смоленский Успенский собор.
  По преданию, прославилась как великая защитница еще во время нашествия Батыя (когда в 1239 спасла город от Орды по молитве юного дружинника Меркурия, погибшего в битве и впоследствии причисленного к лику святых). В 1525 московский список иконы поместили в Новодевичий (Новодевичий Богородице-Смоленский) монастырь, основанный в память успешного похода на Смоленск, отбитый у литовцев. В 1812, накануне Бородинского сражения, икону из Смоленска вновь перенесли в Москву, поставив на поклонение в Успенском соборе Кремля, в день же самого сражения ее с крестным ходом пронесли вокруг центра столицы. Как писал генерал П.П.Коновницын об одном из ее списков в полках: «Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и почитали его благоприятным залогом Всевышнего милосердия». После побед над французами образ вернули в Смоленск. С тех пор в Успенском соборе каждый год 24 ноября (7 декабря) перед ним совершается всенощное бдение и молебен в день памяти священномученика Меркурия. Общероссийская же память Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии празднуется церковью 28 июля (10 августа).
  Образ разошелся по России в большом количестве копий-списков, из которых более тридцати почитаются как чудотворные.

+2

28

История Смоленской иконы Божьей Матери

  Смоленская икона Божьей Матери, именуемая Одигитрией, имеет очень древнее происхождение. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — достоверно неизвестно. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича.
  После смерти черниговского князя Всеволода икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рожденному от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес икону Одигитрии — благословение своей матери — из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.
  Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар: В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божьей Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.
  Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».
  Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».
  Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.
  Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.
  В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Михаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.
  В 1666 году Смоленская икона Божьей Матери вторично была в Москве для подновления потемневшей от времени живописи.
  В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.
  После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, до 1940 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.
  Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворная Смоленская икона Одигитрии, написанная в 1602 году. История ее такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными, Фроловскими, воротами у Днепровского моста. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.
  К началу войны 1812 года находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и Чудотворная икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии, и икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.
  25 августа по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед нее был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии. Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богоматерьскую церковь, где находилась до 1941 года.
  С 1526 года 10 августа (по старому стилю 28 июля) отмечается праздник Чудотворной иконы Одигитрии Смоленской. Он установлен в память возвращения Смоленска из-под власти Литвы.
В 2007 году отмечали  904-летие принесения в Смоленск князем Владимиром Мономахом чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии и освящения Свято-Успенского собора. И на протяжении всех девяти веков, словно путеводный маяк и, являет Богородица Смолянам свою незримую, но твердую духовную поддержку и спасение от бед.

+2

29

4. Мастера серебряных дел

Славились мастера серебряных дел на Руси, и в соборе есть образцы их искусства. Перед иконой Одигитрии стоит большой подсвечник с тонкой гравировкой 19 века, красивы серебряные кандалы 18 века, висящие перед иконостасом. Но особенно хороши красномедные кандила 17 века в восточных углах храма.

5. Святой Меркурий Смоленский

Меркурий знаковая фигура в истории Смоленска. Иностранец по происхождению, в год нашествия под стены города Батыя, он молился перед иконой и услышал повеление Богородицы ночью напасть на стан врага. Согласно легенде Меркурий, закованный в броню, проник ночью в стан врага и перебил множество монголов, в том числе их главного батыра. Перепуганные монголы наутро отошли от Смоленска, а погибшего Меркурия Церковь причислила к лику святых.
     В соборе находятся шлем и железные сандалии св. воина Меркурия, Смоленского чудотворца, спасшего Смоленск от нашествия татарского. Эти доспехи находятся пред иконой св. Меркурия в конце иконостаса на правой стороне. Прежде имелось и копьё мученика, но в 1812 г. оно было похищено французами.
      1238 году татары подошли к Смоленску, и хан Батый "ста от града за 30 поприщ, и многи святыя церкви пожже и христиан поби и твёрдо вооружашеся на град той". И тогда один из воинов смоленского князя, по имени Меркурий, направляемый чудотворным образом Богородицы, вышел в поле, чтобы сразиться с лютым ворогом. Он убил исполина – татарина, наводившего ужас на защитников города, и положил множество воинов хана Батыя.
  Об этом рассказывается в древнерусском памятнике "Повесть об Меркурии Смоленском", составленном на основе местных легенд и преданий, в которых народное сознание переосмысливало тот факт, что богоспасаемый град Смоленск не был разорён татарами, как многие другие русские города.
  И вот после одержанной победы к Меркурию является "прекрасный воин", и защитник Смоленска "поклонился ему и  вда все оружие свое и преклонив главу свою, и усечён бысть ". Взяв свою отсечённую голову, Меркурий отправляется в город к молоховским воротам и здесь у городского вала, возведённого в 12 веке смоленским князем Ростиславом, находит вечное упокоение, а затем его тело переносят в собор Успения Богородицы. В нынешнем Успенском соборе до сих пор хранятся железные сандалии легендарного Меркурия.
  Эти "истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю. не умрёт, то останется одно; а если умрёт. то принесёт много плода". – читаем в Евангелии. Подвиг святого Меркурия не избавил русскую землю от иноплеменников, это было лишь начало долгой упорной борьбы за независимость, но такое начало, которое уже заключало в себе провозвестье грядущей победы. Именно усекновение главы как символ мученической смерти, полного самоотверждения, на которое только способен человек, делало грядущую победу неизбежной.

+2

30

6. Святой Авраамий Смоленский

  Житие преподобного Авраамия было написано его учеником Ефремом в начале 13 века.
  Авраамий родился в семье знатных благочестивых смолян в конце 12 века. Родители отдали мальчика учиться грамоте. Книги перевернули всю его жизнь. Авраамий не просто читал жития святых, он во всём следовал примеру подвижников, не разделяя слова и дела. По смерти родителей он облекся ветхие одежды и начал юродствовать, повторяя подвиг многих Христа ради безумных. Богатство же своё, оставшееся после родителей, Авраамий раздал бедным, вдовам и сиротам, боясь, что печаль о земных благах помешает ему уйти от мира и обратиться к мыслями к Богу.
  Осознав своё призвание, Авраамий тайно покинул город и постригся в Селищенском Богородицком монастыре, который находился в шести вёрстах к востоку от города (ныне село Богородицкое). Вскоре он получил сан священника. Видя его подвижническую жизнь, верующие хотели только к нему идти на исповедь. Это возбудило зависть со стороны братии и игумена. Пять лет Авраамий терпел поношения, крамолы и озлобления от них, а затем вынужден был перебраться в бедный отдалённый монастырь Честного Креста, находившийся за Днепром в необжитой тогда местности (в районе нынешних Ситников). Однако здесь ещё более возросла слава неутомимого проповедника и подвижника. Чуть ли не весь город стекался сюда.
  Авраамий был страстным книжником, он собирал книги и переписывал их, считая самым позорным для человека, принявшего сан священника, невежество. Преподобный занимался иконописью, иконы были частью его проповеди, напоминая людям о неотвратимо грядущем дне Страшного суда. Инок Ефрем оставил словесное описание одной из икон Авраамия: "Река огненная перед судилищем течёт, и книги раскрываются, и судьи сидят, и дела всех открываются. Тогда слава, и честь, и радость всем праведникам, грешникам же тьма вечная, её же сам сатана боится и трепещет . Авраамий оставил после себя несколько литературных произведений: до нас дошли "Слово о небесных силах, чего ради создан бысть человек" и "О двенадцати мытарствах". Авраамий обладал чудесным голосом. Церковные псалмы в его исполнении зачаровывали прихожан.
  Зависть и злоба настигли Авраамия и в глухой обители. Епископ Игнатий распорядился привести преподобного на суд, и его вместе  с двумя учениками протащили по всему городу, словно злодея. Однако и среди местного духовенства у блаженного нашлись горячие приверженцы. На стене одного из смоленских храмов археологи нашли процарапанную на штукатурке надпись, датируемую началом 13 века. "Господи, помоги дому великому, - молил неизвестный автор этого граффити, - не дай врагам-игуменам истратить      его до конца, ни Климяте". Эта надпись была сделана, по-видимому, после суда над Авраамием. Епископский суд под давлением игуменов и иереев запретил   преподобному священнодействие  и удалил его из города в монастырь Святой Богородицы. Чтобы ограничить доступ к Авраамию, на дороге выставили посты – заслоны, не пускавшие горожан к пастырю. "И была в городе страшная засуха – пишет инок Ефрем, - пересохла земля, засохли сады и нивы и все плоды земные. И стали все тужить и молить Бога".Это стихийное действие воспринималось смолянами как наказание Господне за неправый суд, учинённое над святым подвижником. Раскаявшись в содеянным, игумены и иереи пешком явились в пригородный монастырь, где был заточён Авраамий, и умоляли его о прощении. Преподобному снова разрешили исполнять свой пастырский долг, проводить службы в храме.
  В конце жизни (Авраамий прожил около 50 лет) преподобный был назначен игуменом и архимандритом монастыря Положения ризы и пояса Богоматери, ставшего потом Авраамиевым монастырём (его каменные постройки   , относящиеся к 18 столетию, сохранились . В нём вплоть до 17 века хранились мощи святого, они исчезли в эпоху польского владычества. Канонизирован святой был в 16 веке).

+1


Вы здесь » Мама солдата » Мой город » Смоленск - город герой!