Перестройка после нашествия французов
Во время нашествия французов в 1812 г., собор благодаря своему великолепию, а также ходатайству приснопамятного историка Смоленского, священника Мурзакевича, остался невредимым.
Гордый завоеватель, Наполеон I, при входе в храм так поражен был его величием, что снял шляпу и дал приказание поставить стражу для его охраны; это распоряжение исполнялось до обратного похода из России французов. С течением времени позолота иконостаса потускнела и во многих местах стерлась, живопись потемнела, крыша обветшала. В 1820 году преосвященный Иосиф нашел необходимым поновить собор. По его ходатайству отпущено было казенных сумм 72445 рублей и собрано пожертвований 4500 рублей. На эти деньги возобновлена была позолота иконостаса, исправлена живопись на иконах, расписаны стены, позолочены главы и сделана новая крыша. 4 Сентября 1832 года Император Николай I при своем посещении Смоленска пожаловал на окончательную отделку собора 10000 рублей, и работы были закончены при преосвященном Тимофее.
В 1857 и 1858 годах была возобновлена живопись на стенах и тогда же устроена площадка с чугунной решеткой у чудотворной иконы и часовня на главном входе.
В 1886 году вновь вызолочены царские врата, сень над престолом и горнее место. В 1888 году укреплены своды и устои в подвальных частях собора, а также подведен каменный фундамент под иконостас вместо деревянного, и тогда же заново написаны Московским художником Морозовым
большие иконы у пилонов и стен собора.
В 1898-9 годах собор заботами преосвященного Никанора обращен в теплый: устроено паровое отопление. На это израсходовано до 25000 рублей, и в том числе Всемилостивейшие пожертвованных 10000 рублей.
Собор имеет два престола: главный - в честь Успения Божьей Матери и придельный - в честь Божьей Матери - Одигитрии. В первом ярусе иконостаса помещены иконы направо от царских врат: Спасителя, Успения Божьей Матери, Рождества Христова, Сретения Господня (придельный храм Успенского собора первоначально был освящен в честь Сретения Господня, а затем, по просьбе граждан, освящен в честь Одигитрии.) и мученика Меркурия; по левую сторону иконостаса - Богоматери, Крещения Господня, Введения во храм, Иоакима и Анны с цветущими ветвями в руках, над ними изображена св. Дева, осеняемая славою Бога-Отца, Преподобного Авраамия. Далее, по стенам и на колоннах, поддерживающих хоры, поставлены изображения в огромных резных золоченых рамах, с южной стороны: от иконы святого Меркурия - святого мученика Игнатия Богоносца, рядом, за плащаницей святого Петра Александрийского, преподобного Антония Великого, святого Николая Чудотворца и прочие.
На четырех столпах, утвержденных посредине храма находятся изображения. У 1 столпа (с правой стороны иконостаса) помещена Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии, пред которой сделано особое возвышение с двумя чугунными лестницами; на завороте столпа к северу - икона Григория Неокесарийского, против правого клироса - святого Иоанна Милостивого, а на завороте - святого Григория; у второго столпа (с левой стороны иконостаса) - святого Архистратига Михаила, на завороте к северу - Архангела Гавриила, против левого клироса Архангела Уриила; у третьего столпа (справа от западных дверей) - патр. Авраама и трех странников, святого великомученика Димитрия Солунского, святого Пантелеимона; у четвертого столпа - Спасителя, проповедующего в Назаретской синагоге, святой мученицы Екатерины и святой мученицы Феклы. У правого клироса поставлено, в виде кафедры с сенью, архиерейское место, украшенное резьбою с позолотою, а напротив его утверждена на колонне осмигранная кафедра для проповедников. Стены, не занятые иконною живописью, расписаны фресками, из них большого размера три: на стене ризницы - изображение притчи о браке царского сына, на стене усыпальницы - изображение горнего Иерусалима и вверху главного купола - Сошествие святого Духа на апостолов.
При входе в храм, направо от западных дверей, помещается ризница собора; в этом отделении храма покоится прах последнего митрополита Смоленского Варлаама Косовского (1720-1721 г.). По смерти его прекратился титул митрополитов Смоленских. Налево от западных дверей помещается общая усыпальница Смоленских архипастырей; отсюда же и ход на хоры.
В этом отделении погребены: 1) Гедеон (Вишневский) (1728-1761 года), много потрудившийся по устройству собора, 2) Парфений (Сопковский) (1761-1795 года); он завершил устройство Успенского собора и украсил его; старанием еписк. Парфения устроен и каменный Богоявленский собор и новый двухэтажный архиерейский дом. При нем окончены почти все теперешние каменные церкви Смоленские: Воскресенская, Рождества Богородицы на Рачевке, Крестовоздвиженская, реображенская, Благовещенская, Окопская, Ильинская, Казанская и надворотная Богоматерская. Благодаря необыкновенной щедрости на благоукрашение храмов и нищелюбию, у пр. Парфения не осталось никаких средств, 3) Димитрий (Устимович), с 1795-1805 г., отличавшийся любовью к занятиям богословской наукой, 4) Иоанн (Соколов) с 1866-1869 г., доктор богословия, знаменитый церковный проповедник и канонист.
Внутри храма, около усыпальницы, покоятся епископы: Иосиф (1874-1881 г.) и Митрофан (1899 г.). Для соответственного величине храма освещения сделаны два ряда окон - продолговатых и круглых; первых 14, мерою 10½ аршина в высоту и 4 арина в ширину, вторых 16 по 7 аршин в длину и ширину
Окончание Успенского собора дало толчок к переустройству всего ансамбля.
Во второй половине 18 века пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора. С западной стороны для входа с Большой Благовещенской
улицы устраивается парадная лестница с видовой площадкой - гульбищем. К северу от лестницы, на красной линии улицы, строится здание служб архиерейского дома. 18 век не вносит заметных перемен, лишь с юго-востока появляется новая консистория, гульбище Богоявленского собора получает новую ограду, а пространство архиерейского двора делится пополам поперечной стеной. В конце 18 века после прокладки Троицкого шоссе, Большая Благовещенская улица теряет прежнее значение магистрали и служит лишь для связи с соборным комплексом. Для подъема от Троицкого шоссе делается новая деревянная лестница по оси прежней. Чуть южнее строится небольшой домик в стиле модерн, а деревянную лестницу вскоре заменяет белокаменная. Основание холма с западной и восточной стороны укрепляют кирпичной подпорной стеной. На архиерейском дворе возводят каретный корпус - вдоль южного подъезда к собору.
