Форум существует .
Форум Мама солдата: полезная информация о в/ч, каталог воинских частей, общение

Мама солдата

Объявление

Задать вопрос (нажать)


Начать общение (нажать)


Проголосуйте за Наш Форум! Чем выше рейтинг форума, тем легче его найти новым участникам. Проголосовать можно 1 раз в сутки. Рейтинг форумов Forum-top.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама солдата » Мой город » Смоленск - город герой!


Смоленск - город герой!

Сообщений 51 страница 60 из 224

51

А еще в дополнение к прозвучавшим песням вот эта....мне очень нравится!

+2

52

Спасибо за дополнения! Очень горжусь нашим городом!

+2

53

Гнездовские курганы

http://www.openarium.ru/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA/%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B.jpg

Гнездовские курганы - это археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный около поселка Гнездово, на берегу Днепра, в 12 километрах к западу от Смоленска. Один из самых значительных археологических памятников страны.

Комплекс открыт случайно в 1867 году, во время земляных работ при строительстве железнодорожной ветки Москва — Варшава. Поселение, скорее всего, было основано в начале X века, и к середине столетия достигло своего расцвета. Однако в начале XI века, с развитием соседнего Смоленска, ценность Гнездова значительно упала, и он постепенно пришел в запустение.

Археологические раскопки показали, что в центре поселения находилось городище — укрепленная часть города, рядом был расположен посад и кладбище (курганные могильники). В Гнездовских курганах погребены богатые воины с предметами вооружения или простые горожане с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни.

Основными занятиями населения Гнездова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. При раскопках найдена корчага из Керчи, с древнейшей в России надписью на кириллице. Также среди вещей, найденных в Гнездово были бритвы и ножницы, серпы, скандинавские застежки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы.

Смоленская область, поселок Гнездово

+1

54

Находки в Гнёздове

Археологические раскопки показали, что в центре поселения находилось городище — укрепленная часть города, рядом был расположен посад и кладбище (курганные могильники). В Гнёздовских курганах погребены богатые воины с предметами вооружения или простые горожане с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни. Из гнёздовского археологического комплекса происходит около трети всех известных в настоящее время скандинавских языческих амулетов, найденных на территории Восточной Европы — «молоточки Тора», кресаловидные привески и т. д. Наиболее ранние скандинавские находки в Гнёздове сравнительно немногочисленны и относятся к первой половине X века, тогда как основная их масса датируется серединой — второй половиной X века.

Скандинавы составляли определенную часть населения «гнёздовского Смоленска» конца IX—XI вв. По подсчётам Д. А. Авдусина, среди гнёздовских курганов более 40, возможно, содержали скандинавские погребения, ещё в 17 найдены скандинавские вещи.

При анализе Гнёздовского курганного некрополя выявляются интересные тенденции в развитии погребального обряда. С середины — третьей четверти X века в центральной части могильника образуется своего рода «аристократическое кладбище», состоящее из цепочки особенно высоких, так называемых «больших курганов» (до 5—8 м высотой и от 25 до 37 м в диаметре). С наибольшими основаниями к этой группе относятся 6 курганов, четыре из которых расположены в Центральном могильнике (курган 20, курган 74, курган Ц-2, один — в Днепровском могильнике (курган 86), один — в Ольшанском могильнике. В погребальном обряде этих насыпей обычаи, привнесенные варягами (сожжение в ладье), соединились со своеобразными новыми ритуалами, выработанными в местной среде и неизвестными в Скандинавии. Эти погребальные комплексы сопоставляют с аналогичными «большими курганами» Чернигова — Гульбищем и Чёрной могилой. Очевидно, что в «больших курганах» Гнёздова и Чернигова похоронены люди, обладавшие огромной сакральной и военно-административной властью. Видимо, к середине X века в Гнёздове оформилась собственная княжеская власть, субъекты которой, возможно, входили в группу лиц, упомянутых в Повести временных лет под 907 годом: «по тем... городом седяху велиции князи, под Олгом суще».

В 950-е годы все сооружения «центрального» участка (раскоп П-8) погибли в результате пожара. В лежащих выше горизонта нивелировки слоях содержится значительная доля «среднеднепровской» высококачественной круговой керамики, овручские пирофиллитовые пряслица и ременные украшения «черниговской» школы. В 950 — первой половине 960-х годов Гнёздово подверглось военному разгрому, сопровождавшемуся уничтожением высшего слоя гнёздовской элиты. На возможный насильственный характер этих изменений указывает выпадение целой группы кладов в 950 — начале 960-х годов. По гипотезе Н. И. Платоновой, 22 «князя» или «архонта» Руси, чьи представители упомянуты наряду с послами Игоря, Ольги и Святослава в русско-византийском договоре 944 года и протоколах приёмов Ольги в Константинополе в 946 или 957 году и, напротив, не упомянутые в русско-византийском договоре 971 года, были устранены с политической сцены в 50—60-х годах X века.

После разорения раннегородской центр в Гнёздове был немедленно восстановлен и на следующие десятилетия приходится его расцвет, фиксируемый по археологическим данным. Новая элита, управлявшая городом и его округой в период господства киевской администрации, представлена погребениями в камерных могилах, которые в совокупности датируются второй половиной X века. Для Гнёздова наиболее характерны ингумации в деревянных камерах каркасно-столбовой конструкции (как и для могильников Шестовиц и Чернигова) — угловые деревянные столбы вкапывались или вбивались по углам могильной ямы, а уже к ним крепились деревянные стены погребального склепа. В нескольких захоронениях в Гнёздове, Старой Ладоге, Тимерёве и Пскове зафиксированы следы берёсты, покрывавшей дно могилы. В ряде случаев в Гнёздове, Шестовицах, Киеве (некрополь на Старокиевской горе), Чернигове и Тимерёве исследователями отмечено существование камер отличной и от срубной, и от столбовой конструкций. В Гнёздово камеры распределены достаточно равномерно между всеми могильниками, чаще всего, по границам курганных групп. В самых поздних группах погребений (в Правобережной Ольшанской и в Днепровской) камеры расположены хаотично по всей площади могильника. По основаниям столбов из двух камерных погребений Гнёздовского некрополя получены дендродаты — 975 и 979 годы. В погребении в камере кургана Ц-171 отмечен обряд, где гроб, сбитый гвоздями и содержавший останки женщины, был помещён в камеру столбовой конструкции, что типично для Южной Балтики и староладожского Плакуна, а в Бирке гробы в камерах отсутствуют.

Основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Гнёздово, наряду с Городком на Ловати, было одним из двух центров производства трёхдырчатых и ромбовидных подвесок. Находки шиферных бус в Гнёздове и на Очеретяной горе близ Шестовиц свидетельствуют о попытке производства собственных бус из местного сырья в Южной Руси во второй половине X века.

Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. Также среди вещей, найденных в Гнёздово были бритвы и ножницы, серпы, подковообразные застёжки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы.

При раскопках кургана № 13 была найдена корчага из Керчи, с древнейшей у нас кириллической надписью. По мнению О. Н. Трубачёва кириллица древнего образца свидетельствует о проникновении на Русь глаголицы из Среднего Подунавья. Однако обнаруженное в 2013 году писало норманистка Тамара Пушкина отнесла не к X веку, а к XII или XIII веку.

Луннические височные кольца «нитранского типа», кольца с гроздевидной подвеской, лучевые височные кольца (рубеж IX—X вв.), обнаруженные в Гнёздове, и некоторые типы гончарной керамики (20—30-е годы X века) своим происхождением связаны с Великой Моравией, откуда, вероятно, прибыли славянские беженцы, теснимые венграми. Некоторые изделия привозные, преимущественно женские украшения из Скандинавии. Отдельные предметы вооружения имеют североевропейское, западнославянское и восточное происхождение, относящиеся к IX—XI векам (шлемы, стрелы, боевые топоры, мечи). При раскопках найдено большое количество восточных арабских монет — дирхемов, попавших сюда с арабского Востока по Волго-Балтийскому пути. Широтный путь росов с верховьев Днепра «в чёрную Булгарию и Хазарию» на Волгу, описанный в 42-й главе византийского трактата X века «Об управлении империей», совпадает с выводами археологов о том, что широтный торговый путь «Западная Двина — Днепр — Ока — Волга» был главной коммуникационной артерией в истории раннего Гнёздова, а «Путь из варяг в греки» стал в Гнёздове основной торговой магистралью только с середины X века.

В двух погребениях были обнаружены кольчуги, довольно часто находят отдельные кольца и обрывки кольчужного плетения. В Гнёздово нашли две целые и одну фрагментированную доспешные пластины. Ещё одна пластина от доспехов с древнерусской территории, относящаяся к Х веку, найдена на селище рядом с Сарским городищем. При раскопках в Гнездово в так называемых Больших курганах, где, возможно, захоронены представители княжеской династии. Один из шлемов находит аналогии среди материалов Великой Моравии, что, наряду с другими великоморавскими артефактами, найденными в Гнёздово, позволяет предполагать передвижение в Гнёздово беженцев из Великой Моравии после её разгрома венграми. Второй шлем имеет аналогии со степными, кочевническими древностями.

Т. И. Алексеева, исследовав в 1990 году краниологическую серию Гнёздовского могильника из четырёх мужских и пяти женских захоронений (два мужчины и две женщины из погребений в камерах), определила явное сходство с балтским и прибалтийско-финским комплексом и отличие от германского комплекса. Анне Стальсберг считает, что одновременные парные погребения с ладьёй в Гнёздово не идентичны вторичным захоронениям, найденным в несожжённых камерах в Бирке. Также она определила, что ладейные заклёпки из Гнёздова ближе к балтийской и славянской традиции, нежели к скандинавской, и объединила их с заклёпками из староладожского Плакуна, приведя заключение Я. Билля о том, что заклёпки из Плакуна ближе к балтийским и славянским. А. Стальсберг полагает, что при захоронении славянок могли использовать одну фибулу. Из 43 гнёздовских трупосожжений с овальными фибулами, лишь в 5 случаях отмечено не менее двух фибул. Всего к 2001 году в Гнёздовском археологическом комплексе обнаружено 155 фибул.

Раскопки в Гнёздово продолжаются до настоящего времени.

+1

55

«Материалы, полученные в результате изучения Гнёздовского археологического комплекса (курганных могильников и поселений), являются ценнейшими историческими источниками. Они дают разносторонние сведения о жизни населения Гнёздова и позволяют решать многие проблемы не только локального, но и общерусского характера, при этом полученные исторические выводы весьма обоснованы и убедительны, так как опираются на обширный археологический материал. В результате исследований было установлено, что Гнёздовский археологический комплекс представлял собой сохранившиеся до наших дней руины формировавшегося города (протогорода IX—X вв.), имевшего типичную для того времени структуру: часть поселения — детинец, неукреплённые поселения — посад, расположенные вокруг обширные языческие кладбища — курганные могильники.

Письменные источники о верховьях Днепра в IX—X вв. не упоминают какого-либо другого крупного поселения — древнего города, кроме Смоленска. Поэтому встаёт правомерно вопрос о местоположении и взаимоотношении Смоленска и Гнёздова. Древнерусские летописи точно не локализуют местоположение Смоленска, указывая только, что он был на Днепре. Чисто формально это даёт основание считать, что начиная с IX—X вв. и до нашего времени город располагался на его современном месте. Однако, исходя из имеющихся археологических данных, такой вывод пока не подтверждается, поскольку ни остатков городских оборонительных сооружений, ни языческих курганных погребений, ни, вообще, культурного слоя с артефактами этого же времени в пределах современного Смоленска не обнаружено, несмотря на более чем столетние поиски. Поэтому возникла проблема, связанная с первоначальным местоположением города. Так как в Гнёздове в IX—X вв. было поселение раннегородского типа, эта проблема включила в себя вопрос о взаимоотношении Гнёздова и Смоленска в то время. Г. Богуславский после раскопок, проведенных им в 1905 г., считал Гнездово «местом упокоения умерших, местом похоронных тризн», то есть кладбищем жителей древнего Смоленска».

0

56

Гнездовские курганы – идея путешествия в выходной день

Древние поселения всегда находили рядом с большими источниками воды, и археологический заповедник Гнездовские курганы – не исключение. У истока Днепра рядом со Смоленском, если ехать по Витебскому шоссе, издалека видно большие земляные насыпи.  Их количество не счесть, и территорию они занимают очень огромную – около 16 гектаров.

Поездка в Гнездово – отличная идея для небольшого путешествия в выходной день, если вам интересна археология. Знаменитый комплекс курганных могильников и городища – самый значительный археологический заповедник, где до наших дней сохранились руины древнего города Гнездова.

http://otpusk-v-evrope.info/wp-content/uploads/2016/04/image206.jpg

+1

57

Из истории археологических раскопок

По школьной истории можно вспомнить, что в древние времена людей хоронили в курганах. Последние полторы сотни лет археологические исследования выходят самыми успешными благодаря именно таким объектам, связанным с культом погребения умерших. Археологические находки вокруг Смоленска известны во всем мире.

http://otpusk-v-evrope.info/wp-content/uploads/2016/04/image207.jpg

+1

58

Древнее поселение Гнездово было открыто случайно, когда в 1867 году во время строительства железной дороги Москва – Варшава земляными рабочими были извлечены из-под земли хорошо сохранившиеся восточные монеты примерно десятого века, обломки мечей, украшения из серебра и меди. С тех пор каждое лето здесь работают археологические экспедиции.

http://otpusk-v-evrope.info/wp-content/uploads/2016/04/image208.png

+1

59

Изучая Гнездовские курганы, можно мысленно представить, как выглядел город IX-X веков. В центре располагалась внутренняя городская крепость – детинец. Вокруг детинца находился посад, уже незащищенные сооружения, где жили ремесленники, и происходила торговля товарами, произведенными ими.

И намного дальше вокруг посада располагались обширные курганные могильники – захоронения, где наши пращуры отдавали последнюю дань своим умершим родственникам.

http://otpusk-v-evrope.info/wp-content/uploads/2016/04/image209.jpg

Археологические раскопки курганов дали ученым очень много интересных материалов. В культуре многих народов было принято хоронить усопших вместе с предметами, которыми они пользовались при жизни. Гнездовское поселение не исключение.

Если хоронили богатого воина, то в последний путь ему давали оружие и другие предметы вооружения, а если умирал простой горожанин-ремесленник, то в загробной жизни, как считалось древними людьми, он не мог обойтись без своих орудий производства и других бытовых предметов.

+1

60

Чем интересен археологический заповедник Гнездово?

Из школьной программы помнится путь «из варяг в греки». Вполне вероятно, что он проходил мимо деревни Гнездово. Находки археологов дают этому подтверждение, так как было обнаружено несколько крупных кладов с арабскими монетами – дирхемами, которые были основными при обращении в Восточной Европе.

Наряду с монетами было найдено много чужеземных предметов, самые знаменитые – амфора с надписью на кириллице и самая древняя в мире бритва.

http://otpusk-v-evrope.info/wp-content/uploads/2016/04/image210.jpg

+1


Вы здесь » Мама солдата » Мой город » Смоленск - город герой!