Полк, рождённый на Балтике
Несмотря на длинное и почётное наименование - «69-й гвардейский Краснознамённый отдельный Могилёвский, ордена Кутузова II степени морской инженерный полк», на самом деле полку ещё нет и месяца. Впрочем, полное право на все вышеперечисленные отличия новорождённая воинская часть имеет. Полк появился на свет путём слияния трёх заслуженных отдельных батальонов - 37-го гвардейского инженерно-сапёрного, морского инженерного и понтонно-мостового. Он - законный правопреемник 1-й гвардейской Краснознамённой Могилёвской, ордена Кутузова II степени инженерно-сапёрной бригады. Родившаяся в огне Великой Отечественной войны, гвардейская бригада, после того как бои отгремели, была сокращена до отдельного батальона и до недавнего времени оставалась в этом состоянии. И лишь недавно стала полком...
- Возможности полка по сравнению с возможностями трёх отдельных батальонов возрастают в разы! К примеру, у нас есть отдельный понтонно-мостовой батальон. Он способен наводить мосты, но не имеет возможности вести разминирование и не имеет инженерной техники. В составе полка мы можем для решения поставленной задачи оперативно усилить его взводом разминирования из состава другого батальона и техникой из состава третьего. Иными словами, теперь морская инженерная служба Балтийского флота получает мощный инженерный кулак, - рассказывает командир полка гвардии полковник Игорь Гришин.
О своей части Игорь Николаевич рассказывает много и охотно.
- Сейчас полк базируется в историческом здании 1940 года. Во время войны здесь была казарма немецкой мотострелковой части. У здания толстые стены, здесь тепло, несмотря на морозы.
Заострять внимание на проблемах гвардии полковник Гришин не хочет: все проблемы полка - проблемы становления. Предстоит перевести все батальоны в один гарнизон, сдать старые военные городки муниципалитетам, решить вопросы обеспечения квартирами военнослужащих на новом месте службы. Гораздо охотнее он говорит о переменах, которые уже начались в жизни солдат и офицеров.
- В полку у офицеров меняется отношение к службе, становится шире кругозор. У нас совершенствуется процесс обучения, интенсивнее и разнообразнее, чем в отдельных батальонах, режим боевой подготовки. Скажем, в полку проводятся регулярные сборы командиров взводов по всем направлениям, то есть офицеры становятся специалистами более широкого профиля: мостостроители овладевают знаниями сапёров, сапёры - инженерными навыками и так далее. Да и служебные перспективы в полку более заманчивые, чем в отдельном батальоне, здесь есть должности, требующие обучения в академии и предусматривающие после её окончания более высокие звания. Я вижу, что офицеры стали даже по-другому думать!
То, что к подбору кадров полка кадровые органы подошли ответственно, видно по послужному списку его командира. Окончив в 1991 году Калининградское высшее инженерное училище инженерных войск, Игорь Гришин успел пройти все ступени служебной лестницы и отслужить в самых разных местах - от немецкого города Шверин, где он был командиром инженерно-технического взвода воинской части, входившей в Западную группу войск, до Югры, что в Кемеровской области. Но всё же большая часть службы командира полка пришлась на Калининградскую область: здесь он стал командиром роты, потом начальником инженерной службы танкового полка, отсюда ушёл в Московский военно-инженерный университет - преемник знаменитой военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.
Служба сапёра не только трудна и требует профессиональных знаний. Она ещё и опасна.
- На днях военнослужащие нашего полка проводили подрыв 260 боеприпасов времён Великой Отечественной войны: в Зеленоградском районе обнаружили старую огневую позицию. Немного раньше - 162 боеприпаса в том же районе и 30 боеприпасов на Балтийской косе. И это в зимнее время года, когда земля лежит под снегом и у нас спокойное время. Весной и осенью работы по уничтожению старых боеприпасов гораздо больше. Само собой молодой полк статистики уничтоженных боеприпасов пока не имеет, но морской инженерный батальон в 2013 году обезвредил более 4,5 тысячи боеприпасов, а с 1944 года - свыше пяти миллионов! Это не считая плановой работы по уничтожению списанных боеприпасов, которую мы выполняли в прошлом году.
Сегодня полк укомплектован личным составом, по большей части проходящим службу по призыву. Впрочем, желающих подписать контракт для службы в гвардейском инженерном полку хватает.
- У солдат срочной службы есть ряд преимуществ: пытливый ум, свойственное возрасту любопытство позволяют сделать из срочника более широкого специалиста, чем из контрактника, который приходит в часть уже с какой-то военной специальностью и порой не желает выходить за её рамки. К тому же сегодня на службу по призыву часто приходят люди не только с высшим образованием, но и с офицерскими званиями других ведомств - МВД или МЧС. Оптимальный вариант - совместная служба солдат срочной и контрактной службы, где контрактники на должностях младших командиров и специалистов. Например, должность сапёра требует не только отточенных действий при разминировании, но и определённого склада характера - некоторой доли флегматичности, отсутствия суетливости. Готовить такого специалиста заново каждый год нерационально. Но большая часть остальных должностей рядового и сержантского состава не требует подобного отбора и подготовки.
За дверями старой казармы скрипучий мороз, в воздухе слегка пахнет печным дымом - в некоторых домах на улицах Гвардейска ещё не отказались от печного отопления. Солдат на свежем воздухе не видно - с точки зрения разумного командира лучший способ борьбы с простудными заболеваниями - не морозить личный состав без нужды. Я покидаю самый молодой полк Вооружённых Сил России. Чего пожелать новорождённому? Отвечу словами командира: стабильности! С остальным военные инженеры справятся 2014 год Ссылка на информацию