Год 1989, лето, Муромская учебка. Мы – зеленая салажня, собранная со всех концов нашей великой и необъятной. 18-летние тупые бакланы, из которых офицерам еще предстоит сделать нормальных солдат. Сами о себе, понятно, мы высокого мнения, мол, мы и это знаем, и то знаем, а уж что касается армии, то ее долбое… виден невооруженным глазом, и вообще. (Ну кстати, в любой армии есть свой долбо-этот-самый, это понятно, но порой в нем заложен смысл, ладно, речь не об этом).
Наш непосредственный начальник, царь и Бог, отец родной, чтоб ему провалиться в тартарары, капитан Доднев Геннадий Валентинович, уникальный был офицер, эх, относился к нам как к банде слабоумных, из которых, возможно, со временем, проглянет что-то человеческое. И любил время от времени щелкать по носу (образно). Что шло на пользу, вестимо.
Так вот, сидим как-то на политподготовке. Доднев к ней относился с прохладцей, считая ее предметом в общем не то чтобы бесполезным, но не первоочередным. И порой вел ее как Бог на душу положит.
- Вот, - говорит, - товарищи курсанты, вам задачка. Ответьте-ка на один вопросик. Простенький такой. Вот, представьте себе, что вам надо взять на работу человека. Так вот, - Доднев делает паузу. – Кого вы возьмете – хорошего человека или профессионала?
Минута на размышление.
30 рыл напряженно сопят и думают. Ну, делают вид, что думают. Ваш покорный слуга понимает, что где-то в задачке есть подвох…но где?
- Время вышло, - говорит лось-капитан. – Да там и минуты много, надо вообще-то сразу ответ давать. Ну, товарищи курсанты, я вас слушаю?
Взвод мнется и молчит – никому не хочется вылезать с ответом первым.
- Хорошо, - говорит Доднев, - тогда так. Кто за то, чтобы принять на работу хорошего человека – поднимите руки.
Все поднимают. Все! (Со стыдом признаюсь, что и я, ага). Все 30 молодых имбецилов.
- М-да, - задумчиво произносит взводный, - я конечно знал, что молодое поколение больное на голову, но чтобы до такой степени… Ну, хорошо, товарищи курсанты, вы свой выбор сделали, назад не отыгрывается – я сказал не отыгрывается. Ну, взяли вы на работу хорошего человека… а работать кто будет? Если он работать не умеет? А профессионал – умеет. И эту работу сделает лучше, чем даже вы. Потому что он – профессионал!А хороший человек – запомните, дети, это не профессия.
Ну тут естественно поднимается гвалт, что дескать условия с подковыркой, что все не то имели в виду.
- Да мало ли что вы имели в виду, - усмехается капитан. – Это совершенно не важно, что вы имели в виду, главное, что вы сделали. А то что условия с подковыркой и выбор неправильный – запомните, что жизнь только так свой выбор и формулирует. А теперь, для лучшего закрепления полученных знаний второй взвод занимается физподготовкой. Младший сержант Зимин – получить оружие и три круга по барханам. В противогазах, - ехидно добавляет он.
В тот год стояла дикая жара. Год активного солнца. Вместо того чтобы сидеть в прохладном учебном классе мы, обвешанные амуницией, ползем на эти песчаные холмы. Пот льется волнами, хочется пить (умные сержанты у нас заранее отобрали фляги), дышать невозможно и так, а в противогазе – вдвойне. Мы вползаем – не вбегаем, как того требует Доднев – на эти чортовы барханы, фактически валясь с ног от усталости.
- Давайте, давайте, - бесстрастно говорит взводный, - работайте…хорошие мальчики.