В селе Никольское по воспоминаниям старожилов даже после закрытия церкви в 1930 году 22 мая ежегодно жители сходились"артелями", "беседками", а потом «после стада» вместе собирались на просторную лужайку "играть каравон"- своеобразный хоровод с тремя постоянными песнями, исполнявшимися три раза подряд в течение трёх дней: «Как по морю, морю синему», «При долу долочку», «Как по речке реченьке».
В круг вставали, взявшись мизинцами и плечо к плечу. Идти нужно было синхронно по солнцу «утиным» шагом» (как уточная нить) – правая нога идёт вперёд и ставится перед левой, которая подставляется к правой. Затем правая нога заносится назад за левую, которая опять возвращается к правой. Таким образом движущийся круг пульсирует – то сжимается, то расширяется. Внутри круга образуется определённая аура, позволяющая ощутить себя частью мироздания. Данный вид своеобразного хоровода мною пока нигде не встречался.
Каравон играли в основном молодые девушки и женщины, костюм которых состоял из следующих предметов:
1. Головной убор: - фатка (красный платок из шёлка или атласа, прошитый золотными нитями), для девушек лента вокруг головы, бант с бахромой (бахурмой) под косой и лента в косе;
- обруч или шишка под фаткой - плотный жгут вокруг головы для придания формы и обозначения обручённой, замужней женщины;
- кисейка, тисейка - полоска белой ткани с кружевом, выступающая не более сантиметра из-под фатки на лбу и завязывающаяся на затылке, служит для поддержки фатки и одновременно является элементом украшения головного убора;
- вязаная сетка украшенная бисером под фаткой на уложенных двух косах вокруг головы;
2. Рукава - белая рубаха с рукавами из набивной ткани, на запястьях - двухъярусные воланы из кружев(вязаных или проколок);
3. Хомут - четырёхъярусный кружевной воротник на плотной основе;
4. Борок - четырёхъярусное ожерелье из бус и бисера (раньше из речного жемчуга), прикреплённое на беечку (полоска из плотной красивой ткани вокруг шеи);
5. Сарафан- из штофа или атласа, из тонкой шерсти красного или синего цвета, подвязывающийся на талии поясом-оберегом с вышитыми молитвами;
6. Запон – передник поверх сарафана, подвязывающийся над грудью под мышками;
7. На ногах кожаные ботики или боты с ушками, позже чёрные туфли с ремешками;
8. Белый кружевной платочек в правой руке.
Каравон игрался во многих русских сёлах и деревнях вокруг Казани, только песни исполнялись разные. На территории Никольского сельского поселения в радиусе четырёх километров имеются ещё 5 русских сёл и деревень- Тарлаши, Пиголи, Сапуголи, Кунтечи , Беляково, а так же 2 «умершие», -Читаки и Степановка, где игрался каравон, но песни исполнялись везде разные, а при схожести текстов,-отличия имелись в исполнении. Да и время вождений разное – из-за разных престольных праздников.
На празднике молодые парни подбирали себе невест и заодно разрешали споры при возникновении конкуренции, порой в драках.
Данная традиция прервалась в середине 20 века, когда на волне хрущёвской борьбы с религиозным опиумом попал под запрет и престольный праздник с народным каравоном. Поздние весенние хороводы мешали посевной местному колхозу «Прожектор» и его соседям, чьи колхозники норовили в этот день приехать в Никольское и в 1955 году представители Столбищенского райкома партии под страхом ареста не разрешили никому встать в общий хоровод.
С. А. Трусов