Армия прошла проверку.
Похоже, подъем по тревоге становится для российской армии нормой. 29 марта в четыре часа утра министр обороны Шойгу получил от Верховного главнокомандующего Путина в запечатанном конверте приказ. Спустя минуты сухопутные войска, авиация и Черноморский флот его уже исполняли. Никаких международных нарушений не было, но в НАТО сказали, что это "не по-партнерски". Свежо звучит после вероломства в Ливии и поддержки террористов в Сирии. Разволновались и украинские националисты - мол, российские учения "деморализуют" украинскую армию.
В остальном все - спокойно. Наши военные делают свою работу. Мирно, хотя и не очень тихо.
Учения для всех начались одинаково - неожиданно. Передовой отряд офицеров Генштаба и репортеров вылетел из подмосковного Чкаловского, не подозревая о точке назначения. Сориентировались лишь после приземления - по надписи на здании аэропорта - "Анапа".
Прибывший на этот же аэродром начальник Генерального штаба Валерий Герасимов коротко ввел в курс дела: письмо Путина, приказ Министра обороны. Поднят по тревоге в полном составе весь Черноморский флот и в Севастополе, и в Новороссийске.
Памятуя о былых учениях, в это почти не верилось. В прошлые годы моряки сетовали: кораблей нет. А в этот раз все силы - в море.
Подобный сбор объявлялся в Центральной России в феврале. В тот раз подтвердилась старая болезнь - непрохождение сигналов. Одно большое соединение тогда вовсе не поднялось по тревоге. И вот теперь особое внимание уделялось контролю работы управления. Первыми в район сбора были переброшены не боевые машины, а передвижные пункты связи.
Прибывший 28 марта в Анапу министр обороны Сергей Шойгу пояснил: под единым командованием сухопутных генералов объединяются моряки, десантники, спецназ ГРУ и противодиверсионные силы и средства - чтобы посмотреть, как они воюют.
Развернулись медицинские пункты, готовые принять пациентов - во время таких неподготовленных действий риск ранений и травм увеличивается многократно. Тыловые части уже варили борщ и кашу. Пользуясь случаем, репортерам объявили: аутсорсинг в полевых условиях отменяется. В окопах - никаких гражданских. Только военные повара.
С наступлением ночи темп не снизился: на всех позициях проверяющие с секундомерами засекали время исполнения. Военный сектор аэропорта Анапа напоминал разворошенный улей: вертолеты, самолеты, транспортная авиация.
Утром 29 мая министр обороны Сергей Шойгу облетал позиции. Секретные письма в части, поднимаемые по тревоге, развозились на частном автотранспорте - в тайне от своих же офицеров, чтобы сарафанное радио не сработало.
Перед посадкой в вертолет министр бросил фразу: "Некоторым начальникам валерьянку пришлось глотать от неожиданности".
В полете Сергей Шойгу и Валерий Герасимов обсуждали ситуацию - азартно, заинтересованно. Несколько раз пролетели над черноморской акваторией. Выяснилось, что в море действуют пятьдесят кораблей. По тревоге были подняты даже моряки-балтийцы, прибывшие в Новороссийскую базу по делам. Последний раз Черноморский флот в полном составе выходил в море в 1989 году - четверть века назад.
Для сухопутных частей нынешние мероприятия оказались особенно неудобными - почти все генералы на своих боевых постах отсутствовали. По уважительной причине. "Все начальники - в Москве", - сказал заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков.
В середине дня на полигон ВДВ в Раевскую прилетел президент России Владимир Путин. Он пересел в машину, и его кортеж отправился на командный пункт.
"Мы должны с министром обороны разделить обязанности: он будет спрашивать строго, а я - награждать", - сказал глава государства. "Так точно", - согласился командующий Южным военным округом. "Пока наоборот получается, - отметил министр обороны Сергей Шойгу. - В 4 часа поднимаете, а потом строго спрашиваете".
Обычно перед прибытием высоких гостей военные репетируют показательные бои неделями, ощупывая, осваивая каждый метр полигонной земли. Теперь перед трибуной на незнакомую местность высаживались бойцы из Рязани и Подмосковья, десантники и спецназ, шла в атаку пехота.
Понаблюдав за действиями наземных сил, президент пересел в вертолет и отправился на побережье, где с воздуха смотрел, как высаживаются на берег морские пехотинцы. К берегу шли две группы кораблей. Все, как на войне, с разминированием тральщиками, с авангардом из боевых пловцов. Один ложный, отвлекающий десант, другой - настоящий. После отъезда руководства страны проверка продолжилась.
31 марта корабли Черноморского флота вернулись в Севастополь на свою базу. Уже 4 апреля на юге России, на полигоне Раевский, начнутся плановые учения моряков и десантников.
Цель неожиданных проверок, которую никогда не прописывают в планах, но которая является самой главной, - выявление недостатков. А потом уже эти недостатки становятся темой дальнейших проверок, учений, инспекций, проводимых планово по всем Вооруженным силам.