и последнее.
История Хасынского района
День 30 декабря 1966 года вошёл в историю Магаданской области. В этот день 42 года назад Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Хасынский район. В состав вошли выделенные территории города Магадана, Ягоднинского и Тенькинского районов, населённые пункты Палаткинского, Стекольненского, Соколовского, Аткинского, Мякитского и Тальского поселковых Советов. Посёлок Палатка стал административным центром нового образования. А уже 5 января 1967 года исполнительный комитет Магаданского областного
Совета депутатов трудящихся, в свою очередь, принял решение № 18 об образовании Хасынского района.
Сорокалетие для самого маленького (19,2 тыс. кв.км) района Магаданской области, образно говоря, период детства. Но если иметь в виду его значение в социально-экономическом развитии Северо-Восточного региона, то можно с полной уверенностью сказать, что его становление уже состоялось. Если район своим появлением в немалой был обязан Колымской трассе, пересекающей его с юга на север, и, соответственно, дорожным дистанциям, посёлкам, предприятиям её обслуживающим, то с развитием много изменилось. Хасынский район за сорок лет стал крупным промышленным и сельскохозяйственным центром, здесь работает один из крупнейших в России завод по аффинированию золота, завод по производству взрывчатых веществ. Здесь строят, учат детей, развивают культуру, оздоровляются жители области в уникальной природной "жемчужине" Колымы - Тальском санатории с горячими водоисточниками и целебными грязями.
Климат хасынской земли суров, но его смягчает близкое соседство с охотским морем. Зимние температуры на юге района редко падают ниже минус 30 градусов. Зато летом теплу и солнцу позавидует даже «материковский» житель. Поэтому хасынцы любовно называют свой район «колымской Швейцарией»
Говоря о современности, никогда нельзя забывать об истории. А прошлое района уходит в глубокую древность. Ведь человек давно выбрал здешние места для проживания. Приоткрыл же таинственность Николай Диков, член-корреспондент РАН. Он провёл ряд планомерных раскопок и сделал вывод о доисторическом прошлом территории. Находки в районе оказались интересными. В 197 году экспедиция Н.Н.Дикова обнаружила на левом берегу реки Малтан древнюю (примерно 8 тыс. лет) стоянку людей. Малтан славится хариусом, его, видно, любили и наши предки. Да и богатые рыбой Элекчанские озера сравнительно рядом. Поэтому на Малтане постоянное присутствие людей прослеживается на протяжении почти тысячелетий. Остатки стационарных жилищ здесь не сохранились. Но концентрация каменных орудий свидетельствует, что они были. Наконечники стрел были треугольными, своеобразную форму имели ножи из окременелого туфа. В 1978 году Н.Н.Диков обнаружил поблизости еще две стоянки, аналогичные первой. Это дало ему повод утверждать, что в бассейне Малтана существовала оригинальная древняя культура, нигде более не встречавшаяся на Северо-Востоке...
Но вернемся из экскурса в древность в наше время. Здесь история Хасынского района тесно переплелась с историей геологического изучения Колымы, начатого экспедициями Ю.А.Билибина и В.А.Цареградского. Вед. Колымская трасса, по меткому выражению Ю.А.Билибина, "должна стать ключом к минеральным кладовым Колымы". На заре освоения большого золота первый руководитель Дальстроя Э.П.Берзин начал именно с её строительства. В основном работы велись вручную, лишь кое-где использовали тракторы, грейдеры, да рвали аммоналом скалистые сопки. 400 км проложили за 1,5 - 2 года ценой нечеловеческих усилий и невосполнимых людских потерь.
Уже в 1930-е годы через территория Хасынского района проходило снабжение горнодобывающей промышленности Дальстроя. Летом 1932 года началось строительство 1000-километровой Колымской трассы от Магадана вглубь материка. Начальник первого изыскательского отряда, работавшего по направлению Нагаево - Палатка, Василий Кузнецов писал в своих дневниках: "Не хочу плакаться, нам действительно было тяжело, нас мучила цинга и лихорадка, но у нас были бодрость духа и горячее желание выполнить поставленную перед нами задачу..."
И они её выполнили. Вот один из эпизодов; в марте 1932 года первая тракторная колонна с грузами вышла из Нагаево до Эликчана и сплавного пункта Хета. Тракторы преодолели тяжелейшие преграды, в том числе казавшийся неприступным Карамкенский перевал и Яблоневый хребет. Груз был доставлен в Элекчан, а затем и на сплав к реке Хета. Начальник колонны И.Борисенко и механик А.Геренштейн направили директору Дальстроя Э.П.Берзину телеграмму-рапорт: "Задание сломить тайгу выполнено, механический транспорт победил. Тракторами пройдено 260 км" Отряд проложил зимник, по которому до лета перевезли 3 тыс. тонн грузов. Палатка и Атка стали центром автобаз, которые в кратчайшие сроки приобрели известность на всю Колыму. Хасынский же район стал первым районом на Колымской трассе.
Продолжим знакомство с Хасынским районом. Он объединял посёлки Сплавная, Стекольный Атка, Талая, Мякит, Стрелка, Арарат. В них проживало 25 тыс. человек. Сейчас посёлков шесть: Стекольный, Хасын, Палатка, Карамкен, Атка и Талая. З