Наши предки говорили: "Авдотья-плющиха – снег плющит". Существовали такие приметы: "Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает – либо снег, либо дождь. Евдокея умоется – и нас обмоет. На Евдокеи снег – будет урожай, теплый ветер – мокрое лето, ветер со полуночи – холодное лето".
В этот день сельская молодежь и детвора собирались на пригорках и закликали весну:
Весна красна!
Что ты нам принесла?
Теплое солнышко…
Весна красна!
Что ты нам принесешь?
Красное летечко…
А батраки нанимались на работу, ведь так раньше договаривались: "С Евдокии – по Егорья".
Святая Евдокия жила во II веке в городе Илиополе, в Финикии Ливанской. Она была очень красивой девушкой, на ее необычайную красоту съезжались взглянуть даже из других стран. Поэтому неудивительно, что она стала содержанкой. Вскоре она стала богатой, почти как императрица, ей и поклонялись как императрице. Среди ее почитателей были влиятельные вельможи и даже правители. Дни и ночи она проводила в праздном веселье и не задумывалась о завтрашнем дне.
Но как-то через город Илиополь проезжал инок Герман, он возвращался в свою обитель. В Илиополе он остановился у знакомых христиан, которые жили через стенку от Евдокии. Ночью он проснулся и по обыкновению своему стал петь, а после читать книжку, которую всегда носил с собой за пазухой. В книжке было написано о Страшном Суде Божьем и о том, что "праведные просветятся, подобно солнцу, в Царстве Небесном, а грешные пойдут в огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям". Евдокия в ту ночь не сомкнула глаз, слушая чтение и ужасаясь тому, какую жизнь она вела и что ждет ее за это. Наутро она позвала Германа к себе, подробно его расспросила о вере, о Христе и пожелала раскаяться и креститься.
Инок обещал Евдокии задержаться ради нее в городе, а тем временем сказал ей запереться в спальне и провести неделю в посте и молитве. Когда прошло 7 дней он пришел к своей подопечной, и та рассказала, что удостоилась видения Архангела Михаила, который показал ей Царство Небесное. Герман порадовался за Евдокию, а еще через несколько дней она приняла святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота.
Перед этим все свое богатство она отписала епископу со словами: "Прикажи эконому церковному принять мой дар, раздайте его нищим и убогим, сиротам и вдовам, как сами знаете, ибо я уверилась, что эти мои богатства неправедны, как приобретенные через беззакония". Своих слуг и рабынь она отпустила, перед этим щедро наградив их.
Сама же Евдокия отправилась жить в женский монастырь, где провела 56 лет. И так она преуспела в подвигах и сдружилась с монашками, что когда через 13 месяцев умерла игуменья Харитина, Евдокия единогласно была выбрана новой игуменьей.
Тем временем юноша Филострат, влюбленный в Евдокию, под видом инока пробрался в монастырь. Он умолял инокиню бросить все и вернуться к прежнему образу жизни. Тогда Евдокия со словами: "Бог отмщений да запретит тебе! Господь наш Иисус Христос, Праведный Судья, Которого я раба, хота и недостойная, не допустит тебя, пришедшего сюда с злым, умыслом, возвратиться к себе, потому что ты – сын диавола", дунула юноше в лицо, и тот упал за мертво. Монашки очень испугались необычного дара Евдокии и того, что это сочтут убийством. Но они решили положиться на волю Божию: "Подождем пока: уже начинается ночь, помолимся ночью, может быть, Господь и откроет нам причину смерти этого инока и наставит, что нам делать". Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: "Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой". Наутро юноша воскрес, раскаялся в своих словах и начал просить прощения у святой. Она ответила: "Иди к себе с миром, не забывай благодеяний Божьих, явленных на тебе, не отступай от познанного тобой истинного пути святой веры, которую ты обещаешь принять".
Тем временем правителю Аврелиану донесли, что Евдокия, в стенах храма якобы прячет все свое состояние, и тот послал отряд воинов, чтобы забрать его. Но воины не смогли приблизиться к храму, невидимая Божья сила охраняла его. Когда они вернулись, царь рассвирепел, а его сын сказал: "Я пойду с многочисленным войском, сравняю с землей эту обитель блудниц и приведу сюда Евдокию!" Однако, во время похода он сильно расшиб ногу о камень и умер. Когда царю принесли мертвого сына, он и сам чуть не умер от горя. Тогда Филострат, сочувствуя горю Аврелиана, рассказал ему о том, что Евдокия воскресила его, и посоветовал почтительно попросить ее о помощи. Царь тотчас послал просительное письмо игуменье.
После молитвы святая села и написала царю: "Я, ничтожная женщина, не знаю, по какому случаю твое величество изволил прислать мне послание. Я, женщина недостойная и полная грехов, обличаемая совестью во многих и ужасных беззакониях, я не имею дерзновения умолять Христа Бога моего, да смилуется над тобою и возвратит тебе сына живым. Но надеюсь на известную благость и силу Господа моего, что Он явит на тебе и на сыне твоем великое Свое милосердие, если ты всем сердцем уверуешь в истинного Бога, воскрешающего мертвых, и будешь надеяться на Него. Невозможно призывать святое и страшное имя Его и молить Его о чем-либо, если предварительно не уверуешь в Него всею душою. Итак, если ты всею душою веруешь, то увидишь великую славу бессмертного Бога, сподобишься Его милости и насладишься Его благодеяниями".
Троекратно запечатлев письмо крестным знамением, она отдала посланному и отпустила его. Возвратившись к царю, посланник не отдал ему послания святой Евдокии, а положил его на грудь умершего, призвав имя Христово. Тотчас мертвец встал живым и здоровым. Аврелиан и вся его семья вскоре покрестились.
После того, как Аврелиан умер, его сын не захотел наследовать его власть и стал епископом, а правителем стал Диоген, гонитель христиан. Он приказал схватить Евдокию и отдал ее на истязание своему военачальнику Диодору. Но Диодор вдруг узнал, что его жена умерла и в отчаянии обратился к святой о помощи. После молитвы Евдокии она воскресла. Диоген и Диодор, своими глазами увидев чудо Божье, крестились сами и крестили свои семьи.
Но после Диогена правителем стал Викентий, жестокий человек, ненавидящий христиан. По его приказу Евдокию схватили и отсекли ей голову.