Чего не принято показывать
Как то давно прочитала у Сергея Юрского, «..что горечь души не принято показывать- неделикатно. А чтобы не дать ей излиться, подсознательно и сознательно строятся перегородки. Общение затрудняется. Жить в таком мироощущении это тоже мужество..»
Запомнилась мне эта фраза, согласилась, что так и есть . Читая заданную тему понедельника «Чего не принято показывать», почему то-вспомнилась именно эта фраза. Для раскрытия темы прочитала определение, что же такое Горечь души -Горькое чувство от обиды, неудачи, разочарования), «Бродяга глядел своим обычным взглядом. Выражение горечи опять спряталось куда-то в глубь его спокойных, задумчивых глаз… (В. Короленко, Федор Бесприютный)», почитала, что нашлось в инете.
После прочтения найденного сделала два вывода: 1.Все оказалось намного глубже, чем я думала раньше. 2. В Библии давно все написано и то, что советуют психологи по улучшению жизни, это житейское, более простое изложение библейского учения.3. Видя недовольных хмурых с жестким и недовольным лицом людей, понимаешь, что им нужна помощь, а не осуждение, уход в сторону и обида с твоей стороны. 4. Искренность в отношениях плюс отношение к миру, к людям с теплотой, терпением, пониманием и любовью помогает избавится или не допустить совсем такую духовную болезнь, как горечь души.
Ну а, теперь изложение своим языком все, что прочитала, пропустив через свою »призму нормальности и истины».
Горечь души- это вулкан человеческой души. А вулкан, как известно, когда-то извергается и сносит все живое и неживое на своем пути. Зародившись, горечь увеличивается, подводя душу к внутреннему надлому.
Внешне горечь души может проявляться вспыльчивостью, раздражительностью, обидчивостью и повышенной ранимостью. Стоит только неосознанно задеть больное место и душевную рану, как человек тут же взрывается, возмущается, оскорбляется и замыкается в себе. И внешне люди, пораженные горечью души выглядят хмурыми и вечно недовольными. Их лица принимают жёсткое, холодное выражение, словно говорящее другим о том, чтобы они не совали нос не в свои дела и оставили их в покое. В поведении нет и следа приветливости, общительности и дружелюбия. Замыкаясь в себе, они становятся угрюмыми и недоступными. Долго скрываемое недовольство, возмущение, зло и неприязнь подрывают физическое здоровье носителя горечи, вызывая у него гипертонию, стенокардию, инфаркт миокарда, инсульт, язву желудка, различные заболевания психики и нервной системы.
Главная беда такой отравленной души заключается в том, что она не может понять, что виновником её бед является не кто-то другой, а она сама. Им кажется, что с ними всё в порядке и что только они правы, в то время как все другие заблуждаются. Такое поведение является явным свидетельством духовного помешательства. Им кажется, что только они в здравом уме, а все остальные – ненормальные.
Горечь – это больше, чем недостаток любви и основанной на ней человеческой близости. Она разрушает, вместо того чтобы созидать. Замкнутость в себе, изоляция от других, подчёркивание всего, что касается собственной личности, упор на свои права и постоянные требования чего-то действуют угнетающе, приводя к ссорам и разделениям. Всё крутится вокруг «Я» или как это еще называют по- другому- «ЛОЖНОЕ ЭГО», эгоизм. Наиболее частыми проявлениями в душе человека горечи души являются: разочарования, обиды, злопамятство, неспособность прощать, недоразумения, разномыслия, ревность и зависть.
Итак, по-порядку, эти проявления.
Разочарование. Вдруг происходит нечто, что нас буквально шокирует. К примеру, этот человек что-то говорит или делает, либо начинает вести себя по отношению к нам так, что это нас огорчает, оскорбляет и глубоко разочаровывает. В такой ситуации вместо того, чтобы быть особенно наблюдательным к своим мыслям, мы затаиваем в сердце обиду, которая перерастает в скрытую неприязнь и явную отчуждённость.. А когда дело доходит до зла и ненависти в душе, ты готов уже к мщению, которое может принять различные окраски и формы, причём под самыми благовидными предлогами.
Библия учит, что в случае, если кто-то совершил неверный поступок против нас, мы должны пойти и сказать ему лично об этом . Очень часто люди пренебрегают этим советом. В своей ложной деликатности, интеллигентности они предпочитают молчать, при этом говоря «бог им судья», думая, что «сверху» виднее или , что по законам Вселенной справедливость восторжествует. Тем самым удобряют почву, в которой растёт неприязнь, горечь и ненависть. А человек продолжает считать себя хорошим человеком и делает всё, как раньше, потому что такая жизнь стала для него своего рода духовной культурой и традицией.
Обида является таким грехом, который мы, люди, считаем безобидным и зачастую легко оправдываем. Да это и понятно. Ведь не я же причинил кому-то зло, а кто-то другой сделал мне больно. Так что, получается, что я жертва чьей-то невнимательности, чёрствости и жестокости.
Поводов для обиды в человеческих взаимоотношениях можно найти более чем достаточно. Всё что угодно может причинить боль моему чувствительному и легкоранимому «Я». Это, как мне кажется, незаслуженно сделанное замечание, и необдуманно сказанное обидное слово, и неуместная шутка, и неприветливый взгляд, и отсутствие ожидаемого внимания, и то, что со мной почему-то не поздоровались или при встрече лично не поприветствовали, не ответили мне пониманием, не выполнили моей просьбы, не захотели выслушать моё наставление, отказали в том, чего я очень желал, обвинили, не удосужившись убедиться в моей невиновности и непричастности, не похвалили, когда я того заслуживал, не почтили, в то время как к другим выразили особое уважение, не воздали за то добро, которое я сделал, и так далее и тому подобное.
Суть в выше перечисленном списке одна: ЕСЛИ Я СКЛОНЕН ОБИЖАТЬСЯ, ПРИЧИН ДЛЯ ЭТОГО НАЙДЁТСЯ БОЛЕЕ ЧЕМ ДОСТАТОЧНО. Мы не хотим принять, что в нас обижается наше неудовлетворённое в своих исканиях «Я», «ложное ЭГО» которое для своего непрерывного роста требует подкормки.
Господь порой специально допускает различные жизненные ситуации для того, чтобы смирить наше «Я», потому что это именно то, в чём мы нуждаемся и что пойдёт нам только во благо.
Сколько обид бывает в семьях между мужем и женой, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами по крови, между свекровями и невестками, между зятьями и тёщами, между различными близкими и дальними родственниками,
Люди не видятся годами и не хотят ничего знать друг о друге только потому, что кто-то кого-то когда-то обидел.
Обида обычно не может долго молчать. Очень скоро обиженный начинает искать себе союзников, переливая горечь в их сердца и заражая неприязнью, настороженностью и подозрительностью. Думаю, многим знакомы подобные речи: «О, ты ещё не знаешь, что это за человек! От него можно ожидать всего, что угодно. Будь осторожен с ним, чтобы и тебе не пришлось пережить то, что я перенёс» . Инет, соц сети дают еще один способ- размещение статусов, заметок, в которых видна, обида, зло, ненависть, чтобы и другие заразились неприязнью, настороженностью и подозрительностью. в соц.сетях. Где обиды, там и злословие, и этот яд распространяется с неимоверной быстротой, заражая всё новые и новые души.
Если мы годами вынашиваем обиды, это говорит о нашем ЗЛОПАМЯТСТВЕ и НЕСПОСОБНОСТИ ПРОЩАТЬ, то есть именно о тех наших пороках, которые создают идеальную почву для появления корня горечи. Кто не способен забывать причинённого ему зла, тот, разумеется, не умеет и прощать; а кто не желает прощать, тот сам на себя навлекает осуждение, в Библии говорится: «Прощайте, и прощены будете», «...если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
Ещё одной причиной возникновения корня горечи являются различные НЕДОРАЗУМЕНИЯ, которые появляются на почве недопонимания или неправильного понимания ближнего. Несмотря на их кажущееся безобидное начало, недоразумения также становятся причиной появления горечи. Чаще всего это бывает так. Брат или сестра, не отдавая себе в том отчёта, могут что-то сказать или сделать, что тебя глубоко ранит. Или, предпринимая что-то, они мыслят иначе, чем ты, и это становится причиной твоего глубокого огорчения. Не понимая их стремлений и целей, видя, что с мнением твоим не считаются, ты затаиваешь на них обиду и начинаешь мысленно или на деле противиться. Даже, если они действительно делают ошибку, почему бы тебе ни молиться, чтобы Господь указал им на это? Но нет. Человек замыкается, отстраняется, а то и вообще порывает отношения, не понимая того, что тем самым только усложняешь свою проблему.
В случаях таких недоразумений лучше– пойти к человеку и открыто и искренне поговорить с ним. Может быть, выслушав тебя, он с изумлением воскликнет: «Надо же, а я и не предполагал, что ты меня так понял! Я-то видел это совсем иначе и поступил так из совершенно других побуждений! Спасибо, что ты пришёл ко мне, и прости, что я тебя невольно обидел». Если бы люди чаще выбирали этот прямой путь, горечи в душе не было бы места. Однако такой принцип, увы, нередко пренебрегается, результатом чего являются вражда, разногласия, ссоры и многое другое, вплоть до полного разделения.
РАЗНОМЫСЛИЯ тоже могут приводить к возникновению горечи. На первый взгляд они выглядят совсем безобидно и объяснимо. Ведь каждый имеет право на своё мнение, и это вполне естественно. Все мы разные, поэтому каждый судит по-своему, выбирая путь, который считает наиболее правильным. Однако с такого вот «безобидного» разномыслия начинается горечь, приводящая к тому, что души расходятся в стороны, бродя, как овцы, не имеющие пастыря. При этом, разумеется, не может быть и речи об отношениях.
Всякий человек, утверждающий, что он является чадом Божиим, должен быть един с теми, кто ТАКЖЕ является детьми Божьими. Крест имеет вертикальную и горизонтальную балки. Вертикальная балка указывает на связь человека, живущего на земле, с Богом, обитающим на небе. Горизонтальная же – символизирует связь человека с ему подобными. Если же этого нет, тогда его утверждение, что он близок с Богом, неправда.
Позволяя горечи расти и углубляться в нашем сердце, мы перестаём быть милостивыми к другим. При этом мы теряем всякое снисхождение и сострадание к ближнему, видя только его грехи, ошибки и промахи. А ведь Слово Божие говорит, что «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13).
Как-то прочитала одну притчу: Был у Иисуса один человек , который рос без родителей и Иисус помогал ему , Как то пригласил к себе его к себе в гости и отлучившись на время, отдал ему жезл правления миром. Этот человек наблюдая свыше за происходящим на земле, стал вершить суд. Одного сразу же наказал, за причиненное зло, другого. Иисус , когда вернулся, был очень расстроен: Что же ты наделал? Ты не дал времени людям осознать и раскаяться в содеянном, стать лучше.
Ещё одно качество, увеличивающее горечь души, является ЗАВИСТЬ, ИЛИ ЧУВСТВО ДОСАДЫ, вызванное благополучием, благословением, счастьем или успехом другого. Примерами Причин Зависти могут быть :
• Ну почему у других всё идёт хорошо, а у меня жизнь никак не складывается?!
• Почему тому человеку во всём везёт, а у меня одни неустройства?
• Почему так, эта сестра всё имеет и ей ещё прибавляется, а я должна постоянно жить в недостатках и бедности?..
• Надо же! Опять новую машину купил! И как это только он умудряется? Недавно только такой дом «отгрохал», а теперь ещё и машина! Откуда у людей деньги берутся!..
• Смотри-ка, наши друзья снова поехали в отпуск. Не бывает лета, чтобы они где-то не отдыхали. Везёт же людям!..
• Ты подумай, эту «выскочку» все вокруг постоянно хвалят. Подумаешь, чистоплотная! У меня ведь тоже порядок в доме, но никто этого не замечает! Стоит ей только что-то спечь, как её торт признаётся самым лучшим. Как будто я пеку хуже! И ничего особо привлекательного в ней нет! Не понимаю, чего это ею все восхищаются!
Зависть в сердце возникает тогда, когда, сравнивая себя с другими людьми, чувствуешь себя обойдённым, обделенным и униженным. Особенно бывает трудно смириться с такой «несправедливостью», когда ты стараешься жить свято и честно, страдая и постоянно терпя во всём нужду, в то время как другие, не утруждая себя, творят беззакония, но живут припеваючи.
Зависть – это грех против Бога, потому что происходит от отсутствия благодарности к Нему, Который по Своему усмотрению ниспосылает дары людям. Она является следствием того, что за желаемым души обращаются не к Богу, а пытаются заполучить земными средствами.
Другой вариант объяснения- непринятие законов Вселенной, кармы, что все справедливо в этой жизни и для всего есть причины, о которых мы не можем знать.
В ЖИЗНИ БЫВАЕТ ОЧЕНЬ МНОГО ДРУГИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, НЕ СПРАВИВШИСЬ С КОТОРЫМИ ДУША «ЗАБОЛЕВАЕТ» ГОРЕЧЬЮ. Так, например, человек, будь то мужчина или женщина, очень желали бы иметь семью, но обстоятельства складываются таким образом, что они остаются одинокими.Вв его жизни произошло что-то непредвиденное и все планы и мечты рухнули. Не успел человек прийти в себя от этого, как его постиг ещё один удар. Так, вместо многообещающего будущего, жизнь лежит в руинах. Не в силах с этим справиться, душа начинает ненавидеть всё и всех, живя до конца своих дней с горечью в сердце.
Возможно, что для кого-то целью всей его жизни было приобретение любимой профессии. Однако в разгаре учёбы вдруг парализует мать, и единственному сыну или дочери приходится прервать обучение и ухаживать за больной, которая живёт в таком состоянии многие годы. Выполнив свой сыновний или дочерний долг, молодой человек лишился заветной мечты и, как ему кажется, остался на задворках жизни. Вот так нередко на свет появляются те, которых потом с насмешкой называют «старый холостяк», «старая дева», «вечный брюзга», «неудачник» и «непризнанный гений».
Немного тех, кто готов помочь таким несчастным душам. С ними, как ни с кем другим, нужно иметь великое терпение, поистине христианскую любовь, самоотречение и тот Божественный авторитет и силу Святого Духа, которые способны сокрушать все преграды и стены.
Горечь – это духовная болезнь, которую легче предотвратить, чем потом лечить. Однако даже если мы уже заразились, у нас всё равно есть возможность от неё избавиться.
Во-первых, для этого надо простить. Да, да! Простить именно тех, кто стал причиной появления в нашем сердце горечи. Как бы ни казалось такое невозможным, это необходимо сделать. И пусть помогут нам в этом слова Иисуса, сказанные Петру в ответ на его вопрос: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» - «Не говорю тебе «до семи», но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:21-22). Надо научится прощать, не ожидая, чтобы они в свою очередь тоже просили прощения. Если действительно хотим исцеления, тогда нужно исполнить это необходимое условие. Поступив так, мы скоро убедимся, какое облегчение такой шаг нам принесёт.
Во-вторых,, соберём все свое мужество, и пойдём каждый к своему «врагу», чтобы поговорить с ним. Причём не для того, чтобы высказать ему, как он нас обидел, а для того, чтобы извиниться за то, что сами сделали неверно. Не будем торопиться утверждать, что это сверх наших сил. Попросим у Того, Кто может их нам дать. Помните, что в тот момент, когда мы унизимся, Бог встанет на нашу сторону и оправдает так, как мы не можем себе даже представить. «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). Такой поступок будет не проявлением слабости, а выражением большой внутренней силы, которая обычно тут же обезоруживает «противника».
С разочарованиями можно покончить, если перестать строить иллюзии относительно жизни без трудностей.
Мы требуем от других совершенства во всём, забывая о том, что сами-то далеки от идеала. Нужно научиться смотреть действительности в лицо. У всех людей есть свои недостатки: у одних более заметные, у других – менее. Часто случается так, что чем ярче и заметнее личность, тем сильнее бросаются в глаза её ошибки и промахи. Поэтому вместо того чтобы разочарованно отворачиваться при виде чьих-то недостатков, лучше сосредоточить своё внимание на достоинствах этого человека.
Обидчивость надо стараться в себе искоренять. И начинать придётся с умерщвления и распятия своего гордого, требовательного «Я». Мы не должны забывать, что Бог помогает тому, кто сам готов приложить усилия.
Людям, склонным к зависти, необходимо САМИМ начать в себе борьбу с этим пороком. Никто другой за них это не сделает. Необходимо чаще говорить «нет» своим желаниям и похотям, а также быть благодарным за то, что имеем от Господа.
Мы живём в мире, где приходится сталкиваться с очень разными людьми. Одни могут обращаться с тобой, как с ангелом, другие – так, словно ты дьявол. При этом мы не должны давать допускать горечи поразить наше сердце. Даже если люди злы против нас, это не даёт нам право быть такими же. Не давать места обидам и гневу, потому что рано или поздно они станут для тебя верёвкой на шее.
Настаивая на своих правах, требуя признания нашего «Я», совершая отмщение за себя и ропща на «несправедливость» , мы промениваем на ничтожную «чечевичную похлёбку» самое драгоценное и вечное- спасение своей души. Насколько же это важно, наблюдать за собой, за своим поведением, словами и поступками, чтобы не оплакивать потом того, что невозможно уже больше вернуть и исправить!
Не прятать горечь души надо (все тайное становится явным), а разбирать, что ее вызывает и очищать душу во благо себе, окружающим и этому миру в целом.