Форум существует .
Форум Мама солдата: полезная информация о в/ч, каталог воинских частей, общение

Мама солдата

Объявление

Задать вопрос (нажать)


Начать общение (нажать)


Проголосуйте за Наш Форум! Чем выше рейтинг форума, тем легче его найти новым участникам. Проголосовать можно 1 раз в сутки. Рейтинг форумов Forum-top.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама солдата » У каждого из нас свой храм в душе... » Азы православия


Азы православия

Сообщений 1 страница 10 из 15

1

"Долго собиралась сходить в церковь, но как-то все не получалось. А тут вдруг получилось - сходила. И плакала потом горькими слезами от обиды и досады. Спросить ничего нельзя, старухи злые, туда не встань, отсюда уйди: что я виновата, что ничего не знаю..." (Из письма читательницы).
Такое письмо не редкость в редакционной почте. Вот еще раз прочитала его и вспомнила, как однажды московский батюшка сделал в своей проповеди вот такое "официальное заявление":
- Прошу вас, никогда ни о чем не спрашивайте в церкви старушек, они сами бывшие комсомолки двадцатых годов и сами ничего не знают.
Действительно, собственная моя практика, не такая большая, как хотелось бы, убеждает - прав московский батюшка. Ставишь свечку, а чтобы прочнее стояла она в ячейке на подсвечнике, слегка оплавишь ее нижний конец. Подойдет неприветливая такая бабуля, платок на самых глазах, взгляд колючий, вырвет свечку:
- Что делаешь? Нельзя низ свечки подпалять, грех...
Или насчет левой руки уличит:
- Левой рукой свечку?! Ты что, с ума спятила?
Или во всеуслышание отчитает молоденькую девочку, дерзнувшую войти в храм без платка. Или больно толкнет в бок - не стой тут, тут для мужчин место. Ой, как понятна эта обида, как долго не забывается она, и ноги никак не хотят свернуть второй раз на дорожку, ведущую к храму. Но есть таблица умножения, которую мы все в свое время одолели, и теперь уже никто из нас не остановит на улице прохожего: подскажи, приятель, сколько будет дважды два. Точно такая "таблица умножения" есть и в церковной науке. И лучше одолеть ее пораньше, чтобы самому, без лишней опеки и нравоучений, ориентироваться под сводами православного храма. Я приглашаю вас на некий урок, где никаких формул, никаких логарифмов, все предельно просто и понятно. Дважды два...
Приходите в храм пораньше, минут за двадцать до начала службы. Тогда вы и встанете поближе, и будете иметь время в запасе, чтобы купить свечи. Надо ли их обязательно покупать? Конечно, к вам никто не подойдет и не потребует этого, но свеча - малая жертва на храм, и каждая наша лепта с благодарностью принимается Богом. А потом, раз уж пришли в церковь, как не поставить свечу перед святыми иконами, как не помолиться и не попросить... С маленькой восковой свечечки и начинается наше практическое христианство, и наша благотворительность.
Хорошо бы одну свечу сразу поставить к праздничной иконе. Она всегда располагается посреди церкви на аналое (четырехугольном столике с пологой доской). Икона того праздника, который сегодня отмечается. Праздников много, потому иконы на аналое постоянно меняются. Иногда стоите в храме, а сзади протягивают вам свечку с просьбой передать к празднику. Теперь знаем: это в центр храма, к аналою. Другие свечи можно поставить к образу Спасителя и Богородицы. В каждом храме есть такие иконы, к иконам мы ставим свечи о здравии наших родных. Кроме Спасителя и Пречистой Его Матери, на иконах изображаются святые. Им мы тоже молимся о здравии (перед каждой иконой стоит подсвечник). Святых в Русской Православной Церкви много, и каждый имеет свой дар, свою особенность.
Николай Угодник (он же Чудотворец). Ему обычно молятся о путешествующих. Целитель Пантелеймон - его способность исцелять наши недуги известна хорошо. Иоанн Креститель (Предтеча). После молитвы ему проходит головная боль. Сергий Радонежский - помогает в учебе. Иоанн Златоуст утешает в отчаянии. Георгий Победоносец - охраняет жизнь воинов на поле брани. Священномученик Киприан и мученица Иустина спасают от колдунов, экстрасенсов и прочей темной силы.
Теперь перед иконами затеплились наши свечи. Пришло время подойти к месту в храме, которое называется канун (прямоугольный подсвечник с Распятием). Именно сюда ставятся свечи об упокоении наших близких. Вам не повезло: в подсвечнике нет свободного места, и вы растерянно держите свечу в руках. Ничего страшного: положите ее аккуратно на подсвечник, служитель, спустя время, поставит ее в освободившуюся лунку. Ставить свечу только правой рукой? Если она вдруг потухла, жди несчастья? Опалять нижний край ее - смертный грех? Все это околоцерковная чушь и никакого отношения к правде не имеет.
Свечи поставили, а служба еще не началась. Как хорошо, что мы пришли пораньше, у нас есть время подать поминальную записку. В каждом храме есть так называемый свечной ящик. Там продают свечи и там же принимаются записки. Обычно где-то неподалеку есть стол, на нем карандаши, листочки бумаги. Спокойно, не торопясь, разборчиво напишите записку, в ней не должно быть больше десяти имен. Записки бывают о здравии и об упокоении. Имена в них пишутся в родительном падеже - Георгия, Марии и т.д. Если имя светское, в записке надо писать церковное: не Юрия, а Георгия, не Артема, а Артемия. Ребенок до семи лет называется младенцем (младенца Павла), а после семи до пятнадцати - отроком или отроковицей. Ни фамилии, ни отчества, ни титулов, ни профессии в записках не пишется, а вот "воина", "монаха", "болящего", "путешествующего" добавить надо. Если записка об упокоении, до сорока дней пишется "новопреставленного", если в этот день у усопшего памятная дата (именины, день рождения), пишем - приснопамятного. Так же пишем - убиенного. А вот за святых записки не подаем, мы просим их молитв, они за нас молятся, а не мы за них. Записки подаются только за крещеных, за некрещеных людей церковь не молится.
Но вот и свечи затеплены, и записки поданы. Начинается служба. Осеним себя крестным знамением и встанем - справа мужчины, слева женщины. Такой порядок, и если муж с женой пришли на службу, придется ненадолго разлучиться. Давайте напомним, как креститься. Не торопитесь махать руками - знаем, знаем, не случайно батюшки в проповедях часто рассказывают о том, как следует правильно осенять себя крестом, и напоминают слова Евангелия от Луки: "Верный в малом и во многом верен". Сложенные вместе три первых пальца правой руки символизируют единство Троицы. Два других мы плотно пригибаем к ладони (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа). Сложенными перстами сначала касаемся лба (для освящения ума), затем чрева (для освящения чувств), потом правого плеча и левого (для освящения телесных сил). Перекрестились. Теперь небольшой поклон. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь мы ему поклоняемся.
Кстати, обратите внимание, какого цвета сегодня облачения у священнослужителей. Все цвета радуги в их гамме. В белом служат батюшки великие праздники - Рождество, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, Пасхальная утреня тоже начинается в белом. Это символ Божественного нетварного света. В красном служат на Пасху и до Вознесения. Красный цвет - символ Божьей любви к человеческому роду. Но это еще и цвет крови, поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников. Желтый (золотой, оранжевый) - цвет славы, величия, достоинства. В воскресные дни, в дни Господа-Царя Славы, служба проходит в желтых облачениях, а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей. В зеленом служат на Троицу, в Вербное воскресенье (в каком же еще?). А вот если праздник Богородицы - Рождество Ее, Успение, то тогда в голубом. Цвет неба. Он соответствует учению о Божией Матери, вместившей в Себя Небожителя. Ну а в дни Великого Поста, конечно же, в черном. Цвет плача и покаяния, отречения от мирской суеты. Вот так, только по цвету облачений священников, можно определить, какой сегодня праздник. Но лучше, чем гадать, приобрести церковный календарь, где указаны все праздники, дни постов, месяцеслов, словарь имен и многое другое.
Бывает, по сложившимся обстоятельствам, нам надо подойти к батюшке и решить с ним какую-то проблему - уточнить день именин, пригласить на освящение дома, спросить что-то богословское... Как обратиться к нему? Ведь наше светское обращение "господин" или "товарищ" не подходит. Да и к стоящей за свечным ящиком женщине тоже надо как-то обратиться. Ничего хитрого здесь нет. Христиане - одна семья, а в семье все друг другу родные, поэтому наилучшее обращение к мирянам - брат и сестра, а если женщина пожилая или жена батюшки, то матушка. А вот священник - батюшка или отец. Но если отец - добавляем имя - отец Петр, отец Иоанн. К диакону обращаемся - отец диакон, к настоятелю храма или монастыря - отец настоятель. Иногда говорят - святой отец. Не надо бы, ведь святость человека познается только после его смерти.
Некоторые "новички" наблюдают, как в храме к батюшке подходит то один прихожанин, то другой, складывают руки... А сами подойти боятся, конфузятся, вдруг что-то не так, вдруг заругают. Это благословение. И подходить под благословение для всех нас существенная духовная поддержка. Опять же нет здесь ничего мудреного. Благословение имеет несколько значений. Первое - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные у него благословляются. Для этого кисти рук нужно сложить вместе ладонями вверх, правую поверх левой, принять в них благословляющую руку и поцеловать (облобызать) ее в знак почтения к священному сану. Можно ли подойти к батюшке под благословение вне храма, на улице, в гостях? Можно. Приветствие - это лишь одно значение благословения, второе - разрешение, дозволение, напутствие.
- Батюшка, благословите поехать в отпуск.
- Батюшка, благословите сдавать экзамены.
- Батюшка, благословите начать пост.
И опять складываем ладони, и опять целуем священническую десницу.
Пока стоим на службе, тоже получаем благословение. Каждое утро, взойдя на солею, небольшое возвышение перед иконостасом, священник возглашает: "Благословение Господне на вас..." или произносит: "Мир всем!". В ответ мы смиренно преклоняем головы, а вот рук не складываем, ведь батюшки рядом нет.
Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору - белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора - слово греческое, означает оно "приношение"... Был обычай у первых христиан - приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах. Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам. Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой. Вот текст такой молитвы: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".
После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. "Коротенько да горяченько",- учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся... Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божьей. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно все за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Есть такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.
Есть еще молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении...
День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, мы молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божью милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это "не так" сверх меры. Давайте и будем на лучших образцах привередливых "бывших комсомолок двадцатых годов" учиться сносить чужую брань и чужую невоспитанность. Но можно и совсем с другого бока посмотреть. Разве заслуживаем мы почтительного поклона и распростертых объятий, если, почти прожив жизнь, все как-то не удосужились одолеть простую церковную "таблицу умножения", потратив пропасть сил и пропасть времени на одоление высшей математики нашего суетного бытия, ее хитроумных логарифмов и утомительного извлечения корней?

Отредактировано musya (07.02.2011 21:59)

+2

2

Десять Заповедей Божиих.

1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Мф. 22, 37-39).

0

3

О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
1. Воздержание

2. Целомудрие

3. Нестяжание

4. Кротость

5. Покаянный плач (покаяние в грехах)

6. Трезвение
Усердие ко всякому доброму делу.

7. Смирение перед Богом.

8. Любовь
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14).

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН, МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ
Краткое начертание христианских добродетелей

0

4

http://img-fotki.yandex.ru/get/3/zodiakkp2007.a/0_123ea_170e052d_XL.jpg
                                                                                                                                                                                                                                                         
Почему необходимо посещать храм Божий

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), — сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), — говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Церковь — Небо на земле; совершающееся в ней богослужение — дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень п�ойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, — советует святитель Феофан Затворник. — Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а — кто знает? — может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности...»

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим — Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих — великая сила!

Многое может молитва одного праведника — тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас сн�идет Дух Святой. Так и бывает... если только мы сами не положим препятствия.

Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?

0

5

http://s53.radikal.ru/i141/1102/41/ef1ef56525c4.jpg
Причастие
Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери — последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии — греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Мног ие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы — ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя — человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого — вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека — Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

автор: Проотоиерей Михаил Шполянский

0

6

Соборование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         http://i006.radikal.ru/1102/38/dea2126406cc.jpg                                                                                                                                                                                   
автор: Прот. Валентин Асмус, прот. Максим Козлов, прот. Олег Кудряков, иерей Михаил Немнонов

Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств?Татьяна

Уважаемая Татьяна!

Миропомазание и елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения. В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.

Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования – это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом.

Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен той предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание регулярным образом на Всенощном бдении. Повторим, оно не является таинством церковным. Прот. Максим Козлов

Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как "последнего помазания" — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

Протоиерей Валентин Асмус

Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться? Юлия

Ответ:

Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.

Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Прот. Максим Козлов

Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве?

Этого я как раз хотел бы спросить у Вас - как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.

Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости - это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов.

Как часто можно собороваться?

По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью. С уважением, священник Михаил Немнонов.

Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым?
Сергей Федорович

По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, "вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, - я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла".

Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней - грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Прот. Олег Кудряков

0

7

http://s43.radikal.ru/i099/1102/9a/40327371b528.jpg
Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».

Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.

Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.

Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

Могу дать один совет, покупайте в Храме несколько свечей и для дома. Церковные свечи в доме всегда пригодятся. Если у вас или у ваших домашних возникли какие то сложные моменты в жизни, да и если у мужа сегодня защита нового проекта или у сына экзамен и т.д. зажгите свечу перед иконой и сердечно помолитесь за них попросите помощи как можете своими словами и сердцем. Зажигайте свечи когда кто то болен в семье и молитесь.Когда кто то собирается в дорогу зажгите за него свечу пусть догорит .

0

8

http://i028.radikal.ru/1102/05/3be533a57561.jpg
О святой воде
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

0

9

http://s56.radikal.ru/i154/1102/27/6d1d4c5d3368.gif

Важные дни наступили для нас с вами – дни подготовки к Великому посту, который начнется с 7 марта по 24 апреля

С первого взгляда может показаться, что до поста еще много дней – впереди еще три недели! Однако Святая Церковь уже сейчас каждый день на богослужении через свои песнопения и поучения готовит нас к достойному вступлению в Великий пост!

Для приготовления к Великому посту Святая Церковь назначает довольно продолжительный период - три седмицы.

Первая неделя, которая в этом году начинается 13 февраля (по новому стилю), называется неделей мытаря и фарисея. Свое название она получила оттого, что в воскресенье, которым начинается эта неделя, на Божественной литургии читается притча Спасителя о мытаре и фарисее (Лк, 18, 10-14).

В этой притче на примере грешного мытаря представлен образец смирения и истинной молитвы. Примером же фарисея эта притча предостерегает нас от высокоумия, гордости и самомнения, довольства собой и своими добродетелями, довольства своей праведностью.

Задумаемся с вами – не случайно ведь Церковь обращает на это наше внимание и посвящает этому размышлению целую неделю, более того – именно с этого размышления она начинает дни приготовления к Великому посту! Чем же опасно чувство довольства собой? Опасно оно тем, что самодовольный человек не способен видеть свои недостатки, и поэтому труднее всего склонен к покаянию!

Возможно ли при таком состоянии единение с Богом?! Нужен ли будет Спаситель тому, кто доволен собой, кто не желает видеть своих грехов?!

В течение всей недели на богослужении в своих песнопениях Святая Церковь напоминает нам о необходимости сердечного сокрушения. В стихирах, исполняемых хором, прославляется самоосуждение мытаря и порицается гордость фарисея. Стоя в храме на молитве, фарисей перечислял свои достоинства и осуждал мытаря. Последний же от сознания своих грехов стыдился поднять глаза! Он только твердил: “Боже, милостив буди мне, грешному!”.

Именно с таким настроем, как у мытаря, нам необходимо вступать в Великий пост. А как же иначе? Истинное покаяние невозможно при чувстве самодовольства и самооправдания! Без покаянного же чувства, без чувства сердечного сокрушения может ли быть пост?!

Мы видим, что фарисей хвалился тем, что соблюдает пост и другие внешние правила – обряды. Чтобы мы осознали, что выполнение всех внешних правил не является главным, что все внешние правила – это лишь средства для спасения, а не цель, что без сердечного сокрушения и видения своих грехов, они могут быть даже вредными для духовного состояния человека, Святая Церковь в течение этой недели разрешает вкушать мясо во все дни – то есть и в среду, и в пятницу. Вот почему неделю мытаря и фарисея называют еще сплошной или всеядною. Она служит нам напоминанием, что один внешний, телесный пост без поста внутреннего, то есть без сердечного сокрушения и покаяния, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ!

Следующая неделя, приближающая нас к Великому посту, называется неделей блудного сына . Ее название также связано с тем, что в воскресный день, с которого она начинается, за Божественной литургией читается причта о блудном сыне (Лк. 15, 11-32).

В этом евангельском чтении Святая Церковь обращает наше внимание на то, что в каком бы греховном состоянии ни был человек, как бы ни было глубоко его падение, он не должен отчаиваться в своем спасении. Нужно только одно - с сердечной верой и покаянием обратиться ко Господу. Господь же всегда с радостью приемлет обращающегося к Нему, как это сделал отец в евангельской притче по отношению к своему вернувшемуся сыну.

Бездна милосердия Божия всегда глубже всякой бездны нравственного падения человеческого!

Притча о блудном сыне нам также показывает, как легко и быстро развивается грех в душе человека - при попустительстве он растет подобно снежному кому!

За неделей блудного сына следует неделя о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю , в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища - происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения.

Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46).

Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.

Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой , когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.

Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.

Нельзя не увидеть в этом заботу Святой Церкви о человеке: не сразу, не в один день начинается пост, нет! Постепенно, неделя за неделей…

Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней - масленица.

К сожалению, до сих пор это время в большинстве случаев связывают с безудержным весельем, гуляньями, изобильными яствами. А ведь масленица – это преддверие поста! Она должна настроить нас на достойное вступление в великопостные дни. Поэтому нужно проводить ее не в безудержном развлечении, а в воздержании!

К сожалению, некоторые нехристианские пословицы и поговорки, как например: “Масленица – объедуха, деньгам приберуха”, формируют неправильное отношение к таким важным дням в жизни каждого христианина.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что время масленицы дается нам не для веселья и развлечения, а для того, чтобы мало-помалу мы привыкли к подвигу поста!

Вот почему в дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое такое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в период масленицы уже отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…” с коленопреклонениями.(впервые эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы)

Все это напоминает нам, что время поста уже настало.

Не случайно также и то, что заканчивается эта неделя воспоминанием Адамова изгнания из Рая , – уместно ли здесь думать о забавах?!

Будем помнить слова великого русского святого – святителя Тихона Задонского, сказанные по этому поводу: “Если … всегда худо и грешно проводить время в безчиниях, то особенно грешно так проводить седмицу сырную, как преддверие святого поста!”.

Будем помнить также, что в дни подготовки к посту мы с большим усердием должны настраивать себя на неосуждение ближнего и на искреннее прощение ему его недостатков.

В связи с этим хочется рассказать случай из жизни одного из отцов нашей Церкви:

Однажды в скиту было собрание по случаю падения одного брата. Отцы говорили, авва же Пиор – молчал. Потом он встал и вышел, взял суму, наполнил ее песком и стал носить на своих плечах. Потом он насыпал также немного песку в корзинку и также носил её. Отцы спросили его: “Что бы это значило?”. Он же сказал: “Эта сума, в которой много песку, означает мои грехи; много их, но я оставил их позади себя, чтобы не плакать о них. В корзине же – немногие грехи брата моего. Они впереди у меня, я рассуждаю о них и осуждаю брата. А не должно бы так делать! Лучше бы мне свои грехи носить впереди, скорбеть о них и просить Бога о помиловании меня!”. Выслушав сие, отцы встали и сказали: “Вот истинный путь спасения!”.

Так пусть наше шествие к великопостным дням станет для каждого из нас путем воистину спасительным, возводящим нас к Солнцу Правды!

Приготовление к посту начинается задолго до него и призывает к размышлению о его значении. Каждое из воскресных евангельских чтений посвящено одной из основных сторон покаяния.

0

10

Вопросы священослужителю и его ответы...

http://www.pravoslavie.ru/answers/page_1089.htm

0


Вы здесь » Мама солдата » У каждого из нас свой храм в душе... » Азы православия