Форум существует .
Форум Мама солдата: полезная информация о в/ч, каталог воинских частей, общение

Мама солдата

Объявление

Задать вопрос (нажать)


Начать общение (нажать)


Проголосуйте за Наш Форум! Чем выше рейтинг форума, тем легче его найти новым участникам. Проголосовать можно 1 раз в сутки. Рейтинг форумов Forum-top.ru

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама солдата » Мой город » Смоленск - город герой!


Смоленск - город герой!

Сообщений 11 страница 20 из 224

11

Закладка собора Владимиром Мономахом

       Прежде чем приступить к описанию теперь существующего Смоленского Успенского собора, уместно вкратце изложить исторические сведения о его прошлом. В 11 – 12 веке здесь на вершине прибрежного холма располагался детинец – административный и религиозный центр Смоленска, одного из крупнейших в то время городов Древней Руси. Его северную, самую высокую площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора, на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Детинец был обнесен стеной с башнями и валом.  Благодаря выгодному стратегическому положению Соборный холм сохранял значение укреплённой цитадели вплоть до 17 столетия. С севера естественной преградой на подступах к нему был Днепр, с востока – Георгиевский ров, с юга и запада – глубокие овраги, часть которых была засыпана в 19 веке.
       В 1077 г. Смоленский удел достался Владимиру Мономаху. В 1101 году, он неоднократно бывавший в Смоленске, заложил на вершине холма – собор Успения Богородицы. Это была первая и единственная каменная постройка  обслуживающая культурные нужды стольного города. Во время княжения своего в Смоленске Владимир Всеволодович обессмертил город построением в нем соборного храма в честь Успения Богоматери. Собор отличался своими внушительными размерами.  Новопостроенному собору Мономах принес в дар чудотворную икону Божьей Матери - Одигитрии.
      Заканчивал строительство только в 40 – вых годах 12 века его внук Ростислав Мстиславич, основатель династии смоленских князей. Храм был освящён в 1150 году. Тогда же к юго-западу от собора Успенья в детинце возвели ещё одну каменную постройку – княжескую домовую церковь. Этот бесстолпный храм был перекрыт сводами. Одновременно с ним на Соборной горе появилась ещё одна постройка, также известная  нам по археологическим раскопкам, - двухэтажный терем на подклете, принадлежавший князю или епископу. Первый этаж здания был каменный, второй – деревянный. Оно располагалось к востоку от собора Успения Богородицы на краю холма. Этот первый каменный храм существовал до времени взятия Смоленска Сигизмундом III, королем Польским, в 1611 году

http://s3.uploads.ru/t/c4A75.jpg

+1

12

Перестройка собора во время польского владычества

     Польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре польское войско осадило Смоленск. Вскоре были сожжены все посады вокруг города,  в них уцелели лишь храмы. Двадцать месяцев продолжалась оборона Смоленска. Возглавлял оборону Смоленска воевода Шейн. "Крепкостоятельным" назван Смоленск в письме, призывающем москвичей к восстанию против иноземных захватчиков. Обескровленный в неравной борьбе, в конце концов, город пал. Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Они находились ниже Успенского собора. Запасов пороха в них хватило бы на несколько лет, и он не должен был достаться врагу. Один из последних защитников Смоленска взорвал погреба. В записи современника сказано, что это был любимец воеводы Шейна – смолянин Белавин. Взрыв был таким сильным, что обрушились своды собора. Взрывом была разрушена значительная часть собора, - практически, весь верх. Поляки решили переделать православный храм под католический костёл. Уцелевшие стены собора Успенья Богородицы получили деревянное завершение. В польских источниках говорится, что собор был "огромен" и "красив", что вообще весь комплекс архиерейского дома был "прекрасно выстроен". Однако и эта постройка сильно обветшала ко второй половине 17 века. С возвращением Смоленска под власть русских государей окончилось и его существование.

+1

13

Перестройка собора при царе Алексеи Михайловиче и Екатерине 2

     Царь Алексей Михайлович повелел обратить католический костел в православный храм. Но этот собор не соответствовал ни чувствам православного народа, ни величию совершившихся событий. А потому, как только улучшились обстоятельства, смоленские архипастыри начали заботиться о построении нового величественного собора. Новый храм был заложен на месте прежнего. Благочестивый царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону, кроме денег 2 тысяч рублей  и материалов план для построения Успенского собора и назначил искусного мастера Королькова.
     2 августа 1677 собор заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле архиепископа Симеона царь возвёл в сан митрополита и пожаловал ему шестёрку лошадей.
     Но с 1679 работы по постройке собора должны были приостановить и надолго. Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе. В связи с этим алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами. Когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ.
      В 1712 старанием преосвященного Дорофея работы возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
   Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728, предпринял решительные меры к окончанию строительств собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконною живописью, расписан иконостас и 13 августа 1740 собор освящён. Непрочность собора обнаружилась сразу - опасные трещины появились в сводах и куполах. Поэтому тёсовую крышу было решено заменить жестяной.
     К 1760, в это время Смоленской кафедрой управлял преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам преосвященный собрал значительные пожертвования - 45 тысяч рублей. На эти деньги пр. Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Пётр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5.  Хотя они не были симметричны, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола обвалившегося был сделан деревянный с позлащенной главой. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты сквозь стены железные связи и утверждены в подвалах собора.
      Вблизи собора, на северо-западном углу устроена двухэтажная колокольня, уставленная снаружи колоннами; для нее изготовлены колокола: один в 1000 пудов, другой в 450 пудов и несколько меньшего веса; собор и площадь около него, а равно архиерейские палаты, обнесены толстыми каменными стенами. Заново отделанный собор освящен был вторично пресвятым Парфением 13 Сентября 1772 года. Высота собора от основания до креста 32 сажен 2 аршина, длина 24 сажен 2 аршина, ширина 19 сажен; внутри его - от западных дверей до алтаря 16 сажен, и от северных до южных 16 сажен; толщина стен внизу свыше 1 сажени. Сравнительно с Московским Успенским собором он почти вдвое больше. Резной иконостас, сооруженный ко дню освящения, в стиле барокко, 14 сажен вышины и 13 сажен, исключая царские двери, ширины, работал в течение 10 лет малоросс Сила Михайлов с 3 помощниками за 1000 руб., а иконы писал также в течение десяти лет малоросс Трусицкий с 12 помощниками за 2500 рублей.
      В 1772 собор окончательно построен, с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

http://s2.uploads.ru/t/v9zXg.jpg

+1

14

Перестройка после нашествия французов

     Во время нашествия французов в 1812 г., собор благодаря своему великолепию, а также ходатайству приснопамятного историка Смоленского, священника Мурзакевича, остался невредимым.
     Гордый завоеватель, Наполеон I, при входе в храм так поражен был его величием, что снял шляпу и дал приказание поставить стражу для его охраны; это распоряжение исполнялось до обратного похода из России французов. С течением времени позолота иконостаса потускнела и во многих местах стерлась, живопись потемнела, крыша обветшала. В 1820 году преосвященный Иосиф нашел необходимым поновить собор. По его ходатайству отпущено было казенных сумм 72445 рублей и собрано пожертвований 4500 рублей. На эти деньги возобновлена была позолота иконостаса, исправлена живопись на иконах, расписаны стены, позолочены главы и сделана новая крыша. 4 Сентября 1832 года Император Николай I при своем посещении Смоленска пожаловал на окончательную отделку собора 10000 рублей, и работы были закончены при преосвященном Тимофее.
    В 1857 и 1858 годах была возобновлена живопись на стенах и тогда же устроена площадка с чугунной решеткой у чудотворной иконы и часовня на главном входе.
     В 1886 году вновь вызолочены царские врата, сень над престолом и горнее место. В 1888 году укреплены своды и устои в подвальных частях собора, а также подведен каменный фундамент под иконостас вместо деревянного, и тогда же заново написаны Московским художником Морозовым
большие иконы у пилонов и стен собора.
      В 1898-9 годах собор заботами преосвященного Никанора обращен в теплый: устроено паровое отопление. На это израсходовано до 25000 рублей, и в том числе Всемилостивейшие пожертвованных 10000 рублей.
     Собор имеет два престола: главный - в честь Успения Божьей Матери и придельный - в честь Божьей Матери - Одигитрии. В первом ярусе иконостаса помещены иконы направо от царских врат: Спасителя, Успения Божьей Матери, Рождества Христова, Сретения Господня (придельный храм Успенского собора первоначально был освящен в честь Сретения Господня, а затем, по просьбе граждан, освящен в честь Одигитрии.) и мученика Меркурия; по левую сторону иконостаса - Богоматери, Крещения Господня, Введения во храм, Иоакима и Анны с цветущими ветвями в руках, над ними изображена св. Дева, осеняемая славою Бога-Отца, Преподобного Авраамия. Далее, по стенам и на колоннах, поддерживающих хоры, поставлены изображения в огромных резных золоченых рамах, с южной стороны: от иконы святого Меркурия - святого мученика Игнатия Богоносца, рядом, за плащаницей святого Петра Александрийского, преподобного Антония Великого, святого Николая Чудотворца  и прочие.
     На четырех столпах, утвержденных посредине храма находятся изображения. У 1 столпа (с правой стороны иконостаса) помещена Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии, пред которой сделано особое возвышение с двумя чугунными лестницами; на завороте столпа к северу - икона Григория Неокесарийского, против правого клироса - святого Иоанна Милостивого, а на завороте - святого Григория; у второго столпа (с левой стороны иконостаса) - святого Архистратига Михаила, на завороте к северу - Архангела Гавриила, против левого клироса Архангела Уриила; у третьего столпа (справа от западных дверей) - патр. Авраама и трех странников, святого великомученика Димитрия Солунского, святого Пантелеимона; у четвертого столпа - Спасителя, проповедующего в Назаретской синагоге, святой мученицы Екатерины и святой мученицы Феклы. У правого клироса поставлено, в виде кафедры с сенью, архиерейское место, украшенное резьбою с позолотою, а напротив его утверждена на колонне осмигранная кафедра для проповедников. Стены, не занятые иконною живописью, расписаны фресками, из них большого размера три: на стене ризницы - изображение притчи о браке царского сына, на стене усыпальницы - изображение горнего Иерусалима и вверху главного купола - Сошествие святого Духа на апостолов.
     При входе в храм, направо от западных дверей, помещается ризница собора; в этом отделении храма покоится прах последнего митрополита Смоленского Варлаама Косовского (1720-1721 г.). По смерти его прекратился титул митрополитов Смоленских. Налево от западных дверей помещается общая усыпальница Смоленских архипастырей; отсюда же и ход на хоры.
     В этом отделении погребены: 1) Гедеон (Вишневский) (1728-1761 года), много потрудившийся по устройству собора, 2) Парфений (Сопковский) (1761-1795 года); он завершил устройство Успенского собора и украсил его; старанием еписк. Парфения устроен и каменный Богоявленский собор и новый двухэтажный архиерейский дом. При нем окончены почти все теперешние каменные церкви Смоленские: Воскресенская, Рождества Богородицы на Рачевке, Крестовоздвиженская, реображенская, Благовещенская, Окопская, Ильинская, Казанская и надворотная Богоматерская. Благодаря необыкновенной щедрости на благоукрашение храмов и нищелюбию, у пр. Парфения не осталось никаких средств, 3) Димитрий (Устимович), с 1795-1805 г., отличавшийся любовью к занятиям богословской наукой, 4) Иоанн (Соколов) с 1866-1869 г., доктор богословия, знаменитый церковный проповедник и канонист.
     Внутри храма, около усыпальницы, покоятся епископы: Иосиф (1874-1881 г.) и Митрофан (1899 г.). Для соответственного величине храма освещения сделаны два ряда окон - продолговатых и круглых; первых 14, мерою 10½ аршина в высоту и 4 арина в ширину, вторых 16 по 7 аршин в длину и ширину
Окончание Успенского собора дало толчок к переустройству всего ансамбля.
Во второй половине 18 века пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора. С западной стороны для входа с Большой Благовещенской
улицы устраивается парадная лестница с видовой площадкой - гульбищем. К северу от лестницы, на красной линии улицы, строится здание служб архиерейского дома. 18 век не вносит заметных перемен, лишь с юго-востока появляется новая консистория, гульбище Богоявленского собора получает новую ограду, а пространство архиерейского двора делится пополам поперечной стеной. В конце 18 века после прокладки Троицкого шоссе, Большая Благовещенская улица теряет прежнее значение магистрали и служит лишь для связи с соборным комплексом. Для подъема от Троицкого шоссе делается новая деревянная лестница по оси прежней. Чуть южнее строится небольшой домик в стиле модерн, а деревянную лестницу вскоре заменяет белокаменная. Основание холма с западной и восточной стороны укрепляют кирпичной подпорной стеной. На архиерейском дворе возводят каретный корпус - вдоль южного подъезда к собору.

http://s2.uploads.ru/t/xYVIX.jpg

+1

15

Восстановление после Великой Отечественной войны

     В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.     
     В 1943 году, отступая, фашисты заминировали собор. Взрывчатка была заложена в подвале под собором, в другом подвале были заперты согнанные сюда с окраин города женщины и дети. До сих пор хранят они в памяти тот миг, когда воин с красной звёздочкой на пилотке распахнул тяжёлые двери. Мужеству советских солдат обязан спасением и Успенский собор. Стены его были повреждены взрывами падающих рядом бомб; роспись на фронте сохраняет следы пулемётной очереди – так фашистские "асы" тренировались в меткости стрельбы. В 1958-2961 годах проведены реставрационные работы собора, колокольни и лестницы. Остатки сгоревших в 1611 году княжеских терема и церкви изучены в 1964 – 1965 годах археологической экспедицией АН СССР под руководством доктора исторических наук Н.Н.Воронина. Как оказалось, небольшой княжеский храм был уникален не только среди памятников отчества Смоленска 12 – 13 веков (их известно около 30), но и вообще в истории древнерусской архитектуры домонгольского периода. Именно здесь впервые применили сложную конструкцию ступенчатых арак для перекрытия внутреннего пространства храма, благодаря которому снаружи композиция здания получила яркий, динамичный образ.

http://s2.uploads.ru/t/E6jpr.jpg

+1

16

Архитектурный ансамбль Соборной горы

http://s3.uploads.ru/t/kgFdN.jpg

В панораме левобережной части Смоленска  неизменно привлекает внимание нашего взгляда громада собора, господствующего над долиной Днепра. Собор главенствует в замечательном ансамбле памятников смоленского зодчества, который расположен на холме, получившем название Соборной горы, открывающейся во всей красе с противоположного берега Днепра. Архитектурный ансамбль Соборной горы в том  виде, в каком он существует сегодня, сложился в основном к середине 18 века.
     Ансамбль Соборной горы объединяет комплексы собора и архиерейского двора. Во второй половине 17 века пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора. С западной стороны для входа с Большой Благовещенской улицы устраивается парадная лестница с видовой площадкой - гульбищем. К северу от лестницы, на красной линии улицы, строится здание служб архиерейского дома. 19 век не вносит заметных перемен, лишь с юго-востока появляется новая консистория, гульбище Богоявленского собора получает новую ограду, а пространство архиерейского двора делится пополам поперечной стеной. В конце 19 века после прокладки Троицкого шоссе (ныне Большая Советская улица), Большая Благовещенская улица теряет прежнее значение магистрали и служит лишь для связи с соборным комплексом. Для подъема от Троицкого шоссе делается новая деревянная лестница по оси прежней. Чуть южнее строится небольшой домик в стиле модерн, а деревянную лестницу вскоре заменяет белокаменная. Основание холма с западной и восточной стороны укрепляют кирпичной подпорной стеной. На архиерейском дворе возводят каретный корпус - вдоль южного подъезда к собору. Ядро ансамбля – поднявшийся у края холма над долиной Днепра Успенский собор с колокольней и пространством площади. Его ориентация сильно отклоняется к северу от строго восточного направления. К югу расположен комплекс архиерейских построек вокруг довольно просторного двора. Над сводчатым проездом, связывающим двор и соборную площадь, возведен Богоявленский собор (к западу от Успенского собора). Расположенные по рельефу местности и повернутые под различными углами друг к другу сооружения венчают плато высокого холма. Пространство около Успенского собора не выглядит обособленным. Колоссальный объем собора играет роль общегородской доминанты. Объемно - пространственная композиция зданий Соборной горы дополнено их колористической группировкой.
      Все постройки соборного комплекса окрашены в зеленый цвет при белых членениях фасадов, сооружения архиерейского двора сейчас побелены (в конце 18 века они были окрашены охрой с побелкой деталей).

1. Лестница

Наиболее эффективно организован подход к собору с запада. По крутому склону проложена лестница, белокаменная в своей нижней части, гранитная – в верхней. Верхние марши охватывают с двух сторон полукруглое гульбище. Эта часть соборной лестницы и каменная ограда вокруг Успенского собора появилась в начале 70-х годов 18 века и выполнены в традиционных формах архитектуры барокко. Нижние марши лестницы выдержанны в классическом стиле, хотя построены они в начале нынешнего века. Этот участок лестницы соединил ансамбль с проложенным в 19 веке Троицким шоссе (ныне Большая Советская улица).
     Лестница ведёт к Успенскому собору, однако, чтобы лучше почувствовать своеобразие ансамбля, начать осмотр следует с других, более скромных, но не менее интересных памятников.

0

17

2. Собор Богоявления

В 1708-12 годах был построен деревянный собор на высоком каменном основании со сводчатым проездом к архиерейскому двору. Это изображено на иконе "Авраамий и Меркурий" (в Успенском соборе). Богоявленский собор был тогда крестообразным: высокий объем с двухъярусной главой над ним окружали 4 прируба с главками на высоких шатрах. Так же, как и окружавшие храм двухъярусные галереи, эта группировка объемов связана с традициями белорусского и украинского зодчества.  В 1781 году деревянный собор разобрали и к 1787 году на этом месте возвели кирпичный. Основание под собором было также изменено. Прежде сквозь него проходил прямой проезд в направлении север-юг. К 1780-му году он неудачно сочетался с соборной лестницей перед ним. Поэтому теперь проезд направили к западу, к Большой Благовещенской улице. Основание под собором - параллелепипед, врезанный с запада на восток в склон горы. Длинные стороны членятся мощными рустованными пилястрами с аркатурой, несущими более узкие пилястры под гульбищем вокруг храма. Объем собора расширен на восточной стороне прямоугольными дьяконником и жертвенником - по сторонам полукруглой апсиды. Над храмом длинная четырехскатная кровля, над вальмой возведена глухая деревянная глава на крупном 8-гранном барабане.
     Фасады декорированы в духе раннего классицизма. Стены равномерно прорезаны проемами в два света: 7 осей на длинных фасадах и три на западном. Окна по вертикали заключены в неглубокие прямоугольные ниши. Тосканские пилястры в средних простенках образуют портики, подчеркнутые легкими раскреповками антаблемента. В наличниках еще ощутимы барочные мотивы (ленты с расширениями-ушами), но общий геометризм и плоскостность связаны с классицизмом.
     К дьяконнику примыкает ограда Успенского собора. При строительстве Богоявленского храма вдоль нее с южной стороны сделана одноэтажная пристройка, протянувшаяся от дьяконника до ворот. Ее цоколь над понижением холма декорирован аркатурой. Двухэтажная галерея идет от Богоявленского собора к архиерейским палатам.
     Ограда и лестница, 1760-70-е годы конца 18 века. Довольно высокая глухая ограда объединяет здания вокруг Успенского собора. Она начинается от жертвенника Богоявленской церкви и, обойдя колокольню и собор с запада, юга и востока, примыкает к зданию консистории. От Богоявленского собора к востоку идет небольшой отрезок ограды - до ворот въезда с архиерейского двора. Другие въездные ворота устроены с восточной стороны, а пешеходные - с западной. Перед западными воротами находятся гульбище и лестница, ведущие к собору от Большой Благовещенской улицы. Все эти постройки в формах барокко возникли в 1760-70-е годы. Ступени лестницы гранитные, кирпичные стены оштукатурены. Ограда гульбища с фонарями и металлические решетки ворот.
      С восточной стороны ограда искажена постройкой 19 века с примыкающими к ней с севера воротами. Сейчас ворота заложены и вместе со стеной этого здания образуют восточную границу ансамбля - по линии первоначальной ограды.
     Прямая лестница прерывается полукруглым выступом, в котором устроена часовня под гульбищем. Лестница огибает гульбище двумя дугами, и обе приводят к арочным проемам в ограде (левый заложен), фланкирующим ворота. Лишь за оградой открывается Успенский собор - в резком контрасте его размеров с небольшой замкнутой площадкой между Богоявленским собором и колокольней.
     По сторонам арки западных ворот пары высоких тосканских пилястр несут неполный антаблемент (без архитрава) с треугольным фронтоном. Каноны классицизма отчасти нарушены ради большей декоративности (круглые нишки в метопах, дополнительные сухарики). Восточные ворота сделаны, подчеркнуто широкими и массивными, со срезкой нижних углов фронтона над сильными импостами. В южных воротах арка проезда трехцентровая и обрамлена, мелким радиальным рустом над каннелированными пилястрами. Такие же пилястры, но с более развитыми многообломными капителями замыкают композицию по краям.

+1

18

3. Архиерейский двор и палаты

     Сводчатый проезд под Богоявленским собором приводит на архиерейский двор. Здесь находится весьма примечательные памятники старосмоленского гражданского зодчества 18 века, а к самому собору примыкает двухъярусная крытая галерея, построенная в начале 19 века. Её обращенный к городу фасад украшен открытой аркадой. Галерея соединяет собор с архиерейскими палатами – самой значительной из гражданских построек архитектуры барокко в Смоленске. Строительство палат начато в 1740 году, а окончено только к 1776 году. Архитектор неизвестен. Архиерейские палаты поставлены на бровке западного склона Соборной горы – таким образом это сооружение хорошо просматривается с соседних холмов и снизу от Днепра. На восприятие издали, рассчитан крупный масштаб декора фасадов. Развитое убранство фасадов и наличников окон второго этажа, высоко расположенные фронтоны читаются на расстоянии нарядным декоративным поясом. На второй этаж в палаты вели две узкие внутристенные лестницы. Одна их них была заменена широким парадным маршем с узорными металлическими ступенями и ажурной балюстрадой. Некогда верхние залы имели пышную отделку: паркетные полы с изящным рисунком и печи из многоцветных изразцов

0

19

4. Здание бывшей хлебной и кельи

     Южнее архиерейских палат стоят вплотную под углом друг к другу два двухэтажных корпуса. Они построены в 80-х годах 18 века одновременно с кирпичной оградой, шедшей от Богоявленского собора вокруг архиерейского двора. В одном из корпусов первоначально была хлебная и жил эконом, а в другом – находились кельи и певческая. За время своего существования здания неоднократно перестраивались и во многом утратили первоначальный вид.

5. Архиерейский дом

     На восточной стороне двора находится большой деревянный архиерейский дом. К нему примыкает епископская библиотека (ныне жилой дом) 18 века. Углы этого небольшого каменного здания оформлены пилястрами тосканского ордена. Такие же пилястры украшают боковые фасады. Очарование библиотеке придают своеобразно тактированные барочные наличники. Интересны три окна на фронтоне торцового фасада. В центральном высоком оконном проёме сохранилась красивая кованая решётка с тщательно прорисованными деталями. Весь облик этого памятника отмечен гармоничностью и надолго запечатлевается в памяти.

0

20

6. Церковь Иоанна Предтечи

     Между деревянным архиерейским домом и Успенским собором находится Иоанна Предтеченская церковь.
     В 1703 г. выстроен каменный храм с четвериком на высоком подклете и вытянутой апсидой (в плане - полуовал). К алтарю примыкали две палаты ризницы. В подклете некоторое время находилась архиерейская тюрьма. В 1770-80-е  годы четверик был разобран до середины окон верхнего храма и сложен вновь. Тогда же к храму с западной стороны пристроили широкую трапезную и колокольню, к северному фасаду последней примкнуло крыльцо, соединившееся крытым переходом с деревянным архиерейским домом. Кирпичные стены оштукатурены. В 1907  году пожар уничтожил кровлю церкви, затем при ремонте были сбиты карнизы, изменена кровля, разобран переход к дому, крыльцо превращено в закрытое, верхний ярус колокольни уничтожен. Пояс на фасадах четверика отделяет подсчет от основного этажа и проходит выше пола храма. На пояс опирались первоначальные наличники (на это указывают раскреповки). Внизу по оси сев. фасада находится портал с полуколоннами, его архитрав завершают две полукруглые трехступенчатые ниши. Арочные окна по сторонам портала обрамлены полуколоннами и тягами, над верхними тягами также устроены ниши. Окна храма во 2-м ярусе обрамлены ленточными наличниками. Их замковые камни завершены тремя зубчиками, а уши - острым косым уголком. Боковые фасады трапезной в обоих этажах прорезаны тремя окнами с наличниками несложного барочного рисунка. Фасады колокольни фланкированы рустованными лопатками, простенки между арками крыльца - филенчатыми лопатками.
     В подклете храма чуть вытянутая с запада на восток бесстолпная палата дополнена с западной стороны небольшим помещением, с востока - апсидой. В помещениях полуциркульные своды, над апсидой - конха с распалубками. Вверху бесстолпное пространство храма перекрыто корытным сводом с распалубками. В конхе верхней апсиды уцелели барочные лепные обрамления живописных композиций, в трапезной сохранилась печь конца 18 века с синим рисунком в сюжетных изразцах.
     В подклете трапезной три помещения, вытянутые по оси запад-восток (среднее самое узкое), перекрыты полуциркульными сводами.

0


Вы здесь » Мама солдата » Мой город » Смоленск - город герой!