Леший и человек
Жизнь крестьянина была тесно связана с лесом, зависела от него. В лесу совершался весь цикл земледельческих работ (при сохранении подсечно-огневого земледелия), в лесу пасли скот, заготавливали дерево для строительства и отопления, охотились и ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, к лесным промыслам относились гонка дёгтя, смолы, выжигание древесного угля, через лес проходили дороги, наконец, в лесу совершались различные языческие обряды. Но хотя лес и активно использовался человеком, соседствовал с освоенным им пространством, тем не менее оставался неподвластным ему. Он воспринимался как чуждая и опасная территория, место скопления нечистой силы, иной мир.
Отсюда и отношение к лешему, как к лесному хозяину, в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку опасной нечистой силе. С другой, его часто противопоставляли «настоящим» чертям: его негативные действия вызваны не самоцелью загубить человека, а желанием наказать (пусть и смертью) за ненадлежащее поведение в лесу (а иногда и правил человеческого общества). Согласно народным поверьям, лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают это грубо и зло: они пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут шапки и корзины, незаметно укладывают спать на муравейник, заставляют залезть на дерево, под видом чарки водки подносят еловую шишку, снимают с телеги колёса и др.. Но при этом лешего воспринимали и как доброго и справедливого духа, который просто так человеку не навредит; он может помочь набрать грибы или ягоды, указать дорогу, если его попросят, позаботиться о потерявшемся ребёнке. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота. Множество мифологических рассказов повествует о противоборстве человека и лешего, о поиске компромисса между ними.
Согласно народному этикету, отправляясь в лес следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина». Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. Нельзя, отправляясь в лес, говорить, что ты идёшь ненадолго — это решать не человеку, а лешему. Очень опасно перед походом в лес получить проклятье родственника — леший считал, что проклятые люди посулены ему. Лешему не нравится, когда в лесу бранятся, шумят, а тем более свистят — это его прерогатива, он может обидеться и поспешит ответить своим разрушительным свистом. Не стоит передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос — это может оказаться леший. Защищая лес, леший может мешать человеку рубить деревья (прячет топоры, раскидывает поленья), а тем более увечить их без надобности, и охотиться (отводит выстрел, лишает меткости и вообще способности стрелять, заманивает в непроходимые места). Человека, оставшегося ночевать в лесной избушке без спроса («Пусти, хозяин, не век вековать, а одну ночь ночевать.»), леший старается напугать шумом, криками зверей и птиц, распахиванием дверей и др., и выгнать, может даже убить. Нельзя ложиться на ночлег на тропе, так как может задавить идущий по ней леший или целая свадьба леших. Леший любит погреться у человеческого костра, но, разозлившись, может и раскидать или затоптать его. Ведущего себя плохо в лесу человека леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь.
Чтобы вызвать лешего, необходимо нарубить молодых берёзок, сложить их в круг верхушками в центр, стать в круг, снять с себя крест и громко крикнуть «Дедушка!». Также можно затупленным топором срубить в лесу сосну в обхват, чтобы она, падая, повалила две осины, встать на них лицом к северу и призвать лешего. В ночь на Ивана Купалу, 24 июня (7 июля), можно срубить осину, так, чтобы она упала на восток, встать на пенёк лицом на восток, нагнуться, посмотреть промеж ног и произнести: «Дядя леший! Покажись ни серым волком, ни чёрным вороном, ни елью жаровою, покажись таким, каков я.» Считалось, что вызвать лешего также можно словами «Приходи завтра!» Увидеть невидимого просто так лешего или же его истинный облик можно посмотрев через правое ухо лошади, а также с помощью бороны или хомута.
Удача на промысле зависит от лешего, это он распределяет дары леса между людьми. Для успешной охоты можно заключить с лешим договор: принести ему дар — пасхальное яйцо, хлеб с солью (со своими волосами или ногтями) и др.; или жертву — свою кровь (из пальца) или первую добычу; или написать кровью договор на бумаге или листе растения. Дар оставляется в корнях вывороченного дерева или на перекрёстке лесных дорог, при этом человек должен снять пояс (оберег) и крест (отказ от христианства). Леший может сам указать охотнику, как заключить договор. Человек обещал выполнять определённые условия, например, не брать добычи больше, чем определенно или не ходить на охоту в определённые дни и т. п. Сделка с лешим означала, что охотник отдаёт себя в его власть и, с закреплением христианства, всё чаще приравнивалась к продаже души чёрту. Договор с лешим необходимо хранить в тайне. Помимо этого для закрепления удачи на охоте использовались заговоры с обращением к лешему. Выполняя договор, лесной хозяин приводит под ружьё охотника «стада» животных или загоняет их в его ловушки, также делает выстрел всегда метким. Человек нарушивший договор или его тайну лишается покровительства лешего и может понести серьёзное наказание — болезнь или даже смерть.
Считалось, что скот в лесной местности пасёт не столько пастух, сколько леший. Чтобы оберечь скот от лешего, пастух в начале сезона совершает ритуальный «обход» («отпуск») скота — обходит стадо трижды с магическими предметами, произнося заклинание. Если отпуск совершён с ошибками, то леший, обиженный на применение против него магии, может попытаться отомстить людям — погубить как можно больше скотины, именно по этому крестьяне предпочитали ритуалу отпуска против лешего договор с ним. Для последнего нужно было на Егория, 23 апреля (6 мая), или около Николина дня, 9 (22) мая, в ритуальных целях обойти стадо с крестом, загнать его в лощину, а самому сесть на осиновые пень или поваленную берёзу и вызвать лешего с помощью магической формулы, пообещав ему приношение — пасхальное яйцо, хлеб с солью или одну-две коровы. Лешего можно и не вызывать, а просто положить подарок ему под берёзу, которая на тебя «посмотрит». Корова, обещанная лешему, считалась «завещанной» — она должна была пропасть в лесу в течение сезона. Договор с лешим заключался при помощи строго определённой формулы-заговора, однако текст её, по ряду причин, никому записать не удалось. Также для закрепления договора пастух оставлял в лесу запертый на ключ замок, считалось, что когда коровы пасутся, леший отпирает его, а когда им надо идти в деревню — запирает. После заключения договора леший исправно пас скот — либо сам, либо обязывал делать это своего помощника или лешачиху. Пастуху даже не нужно было после этого ходить в лес с коровами — весь день он занимался своими делами, отвлекаясь лишь на выгон и загон скота. Причём пастух мог по своему желанию, протрубив, вызвать любую скотину из леса. На заключившего договор с лешим пастуха налагались определённые ограничения: ему нельзя было смотреть за скотом в лесу, бить его, убивать лесных животных, ломать деревья, собирать ягоды (особенно чёрные) и грибы, ругаться в лесу, стричь волосы и ногти, давать другим людям свои трубу и батог, прикасаться к другим людям (здороваться за руку, есть из одной посуды, мыться вместе в бане, спать с женой), видеть мертвецов и новорожденных; также было запрещено в течение сезона продавать скотину из стада, чесать шерсть у овец, нарушать целостность изгороди. Нарушение этих табу вело к разрыву договора, что приводило к гибели скотины, а то и пастуха.