А я хочу рассказать про нашу Струго-Красненскую сестру Хатани.
Трагедия деревни Ростково
20 февраля 2015
Рассказ о деревне, которую можно назвать Хатынью Струго-Красненского района.
Чёрный дым над пепелищем,
Да густой бурьян…
Оголтело ветер свищет,
Прахом сыт и пьян.
Только ворон – хрипло, глухо –
Каркнет о беде…
Что с тобой, моё Ростково?
Где ж ты?.. Где ты?.. Где?!
В 1920-х годах из хозяйств деревень было организовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), а в 1929 году образован колхоз «Красный пахарь». В колхозе имелись кузница, мельница, сапожная и столярная мастерские, шерстекарзильня.
Малонаселённую деревню Старое Ростково в 1930-е годы сселили в Новое Ростково вместе с окрестными хуторами. К 1941 году в Ростково было 16 дворов.
Мирная созидательная жизнь закончилась 11-го июля 1941 года, когда началась оккупация территории Новосельского района войсками вермахта. Устанавливали «новый порядок» немецкие власти с помощью беспощадной эксплуатации населения и борьбы с теми, кто пытался им противостоять. Уже 5 августа 1941 года были расстреляны жители дер. Ростково Трофимов Дмитрий Трофимович и Николаев Алексей Фёдорович. В 1943 году за связь с партизанами была расстреляна 17-летняя девушка Яковлева Анна.
С осени 1943 года, стремясь затормозить рост партизанского движения, изолировать его от народа, обезопасить свои коммуникации, гитлеровское командование приняло решение выселить всё население с территории от фронта до позиций линии «Пантера», имущество конфисковать, а жилища сжечь.
Зимнее утро 23 декабря 1943 года выдалось бесснежным, но пасмурным. Над деревней Ростково стоял туман. Староста деревни рано собрал жителей на работы, были отправлены в соседние деревни и в райцентр Новоселье группы женщин и молодёжи на перевозку сена, на перегон скота, на расчистку железнодорожного полотна… В Ростково остались лишь старики и малолетние дети.
Предыдущим вечером в крайней избе деревни остановились на ночь партизаны, небольшая группа – пять-шесть человек.
Молодые девушки, отправленные утром на перевозку сена, по дороге встретили отряд карателей на подводах, направлявшихся к их деревне. Каратели окружили Ростково, стали выгонять оставшихся жителей из домов, заставили выносить вещи, сгоняли скот. Застигнутые врасплох, партизаны пытались с боем прорваться через оцепление. Завязалась перестрелка, в которой один партизан был убит. Вероятно, были потери и среди личного состава противника. Фашисты после данного инцидента, опасаясь, что ушедшие партизаны приведут подкрепление, ускорили сбор населения деревни. Они согнали жителей на пригорок во двор Жуковых. Собрали скот и отправили небольшое стадо с четырьмя девочками в Новоселье. Озлобленные каратели подожгли все постройки, согнали всё оставшееся население деревни в сарай, заперли его и подожгли. В огне в страшных мучениях погибли старики и дети. Погибло не менее 64 человек.
Колхозник дер. Ростково В.Ф. Фёдоров, выступавший как свидетель на судебном процессе по делу о немецко-фашистских зверствах на оккупированной территории 30 декабря 1945 года, события того дня описывал так: «Рано утром староста погнал трудоспособное население на работу под угрозой наказания и штрафов. Тем временем каратели спалили Ростково дотла. Оставшихся в деревне женщин, стариков и детей – всех от мала до велика – фашистские мерзавцы согнали в большой сарай и сожгли заживо. Тех, кого не успели сжечь, расстреляли. 64 человека погибло от рук злодеев, из них 33 – малолетние дети». У самого В.Ф. Фёдорова в этот страшный день погибла вся семья: жена, невестка и четырехлетняя внучка.
Ф.Т. Шевченко (ур. Трофимова) вспоминала: «В этот день 23 декабря 1943 года в семьчасов утра <…> нас, девчонок, взяли ехать за сеном в д. Заозерье. <…> Вернулись подводчики поздно вечером, они жгли три деревни в этот день: Ростково, Босницы и Старище, но людей сожгли только в нашей деревне, там ночевали партизаны, около пяти человек, стали отстреливаться и застрелили немца».
Жители деревни, вечером возвратившись с работ в родную деревню, нашли лишь пепелище. Не сохранилось ни одной постройки. Всё было сожжено, а на месте старого сарая среди чёрных головешек лежали трупы – мёртвые тела родных и близких, дедушек и бабушек, отцов и матерей, жён и мужей, сыновей и дочерей, с которыми виделись ещё утром. Но больше не увидеться никогда. Убитые горем оставшиеся жители Ростково пришли к партизанам, а после освобождения территории от оккупантов переселились к родственникам и знакомым в ближайшие населённые пункты. Весной 1944 года незахороненные останки предали земле на месте гибели.
Как ни любили свою землю местные жители, но деревне Ростково более не суждено было возродиться. С декабря 1943 года здесь никто не жил. Слишком горько было ставить жилище рядом с могилой родных и близких. Эта земля стала вечным мемориалом тем, кто погиб в страшных мучениях.
В 1956 году в связи с укрупнением захоронений времён Великой Отечественной войны прах жителей дер. Ростково перенесён в братскую могилу с. Новоселье. А 2 июня 1967 года на месте трагедии воздвигнут обелиск.
Пусть этот скромный памятный знак напоминает всем нам о зверствах карателей, о недопустимости фашизма на земле, о нечеловеческих муках, которые приняли мирные жители. Они не держали в руках оружие и не могли себя ничем защитить.
Прошло уже более 70 лет со дня этой самой масштабной трагедии в истории района. Уже нет в живых тех, кто жил в деревне Ростково. Но память об этом ужасном и трагическом преступлении должна жить в настоящих и будущих поколениях, как прививка от фашизма. Пока жива память о судьбе деревни Ростково у жителей нашего района, пока помнят жители Псковщины о судьбе Красухи, пока помнят русские и белорусы о Хатыни, наша память не позволит повториться самому страшному из всех зол!
Алексей Фёдоров
Отредактировано Bесенька (22.04.2015 20:41)